Страницы

воскресенье, 20 декабря 2015 г.

ЭТА.5.Левый поворот



Между тем, в связи с провокационным визитом Франко в Гернику, назначенным на 12 октября 1964 года, все баскские националистические организации усиливают агитационно-пропагандистскую работу с целью срыва торжественного мероприятия. Не осталась в стороне и ЭТА, чей вклад в общую борьбу заключался в подрыве летнего домика одного из франкистских министров в Ондаррибия и саботаже на электрической трансформаторной подстанции в Бергаре.

В конце 1964 года очередная инициатива ЭТА привлекает к себе внимание испанской прессы. Дело в том, что на тот момент «этаррас» острейшим образом нуждались в финансах, необходимых для развития дальнейшей борьбы. До сего момента экономический вопрос являлся самым слабым звеном в цепи организации, которая существовала все эти годы исключительно за счёт взносов самих членов и пожертвований преуспевающих симпатизантов. Одним из таких людей был, например, Рамон де ла Сота, мелкий индустриальный промышленник из Ипарральде (французской части Страны Басков), чья семья была верна Националистической Баскской Партии с начала 20 века. Вскоре у ЭТА даже появилась по этому поводу некая теория, гласившая, что баскские предприниматели, безусловно являющиеся добрыми патриотами и националистами, не должны платить налоги в казну Испанского государства, так как эти деньги идут на поддержание режима национального угнетения. Баскские предприниматели должны платить налоги ЭТА, дабы подкреплять свои взгляды реальными действиями на благо нации. Поэтому, когда Рамон де ла Сота по каким-то причинам решил прервать свою финансовую помощь, «этаррас» просто разрезали на его автомобиле колёса.


Предприниматель, получивший от организации деликатное письмо с требованием экономических инвестиций, забыв обо всех своих патриотических идеях побежал в жандармерию. Французские власти выписали ордер на арест четырёх «этаррас» во главе с Хуленом Мадарьягой. В ходе дальнейших обысков в конторе, где работали двое из арестованных, был обнаружен пистолет и небольшая типография, где печатался журнал «Zutik». В январе 1965 года все четверо были высланы из Франции по решению суда. Результатом всего этого стала не только потеря части материально-технических средств, но и установление французской полицией плотной опеки над всей деятельностью баскской политической эмиграции. Испанские же СМИ воспользовались судебным процессом для того, чтобы представить ЭТА в глазах общественности простыми вымогателями и рэкетирами.

В конце 1964 года ЭТА публикует «Открытое письмо к баскским интеллектуалам», подготовленное коллективом заключённых «этаррас» тюрьмы Бильбао во главе с Хосе Луисом Сальбиде. Любопытен этот документ тем, что в нём впервые открыто критикуется сама по себе капиталистическая система эксплуатации и угнетения, от которой трудящиеся Страны Басков должны освободиться. Более того: заявляется, что ни о каком «улучшении» капитализма не может быть и речи, поскольку капиталистическая система формирует индивидуалистское самосознание, являющиеся основой всех общественных пороков и несправедливости. Необходим «новый социальный порядок, подчиняющий производство интересам человека и общества». То есть, используя уже метод марксистского анализа, ЭТА приходит к выводу о необходимости разрушения капитализма и установлении экономического строя нового типа, который ещё прямо не называется социалистическим.

С каждым месяцем ЭТА уходит всё больше влево. В преддверии 1 мая в очередном номере журнала «Zutik» появляется статья, основным мотивом которой становится жесточайшая критика традиционного национализма и НБП по вопросу  трудовой миграции, охватившей с конца 19 века Страну Басков, и воспринимаемой старыми националистами в качестве инструмента колониализма и уничтожения баскской нации.

«С кем эти националисты? – задаётся вопросом автор, - С рабочими, которые вынуждены покинуть свою родину, спасаясь от бесчеловечного феодализма… или с предпринимателем, который их «использует» в собственных интересах; с предпринимателем, который кичиться своими баскскими корнями, носит баскский берет, но столь же ненасытен и бесчеловечен, как и испанский барон, которого он тут заменяет. (…) Мы не имеем права называться ни националистами, ни демократами, потому что, вместо вовлечения в нашу борьбу трудовых мигрантов, … мы оправдываем их эксплуатацию, потому что их фамилия нас не устраивает».

Хотя ЭТА с самого зарождения провозгласила себя антирасистской организацией, вопрос трудовой миграции она тщательно обходила на протяжении нескольких лет, стараясь оставаться в целом в рамках прежнего расистского национализма НБП. Больше того: ещё в 1963 году в 11 номере журнала «Zutik» был опубликован материал, в котором испанские мигранты напрямую именовались одной из главных угроз баскской нации. Соглашаясь, с одной стороны с тем, что трудовые мигранты так же являются жертвами несправедливой системы, «этаррас» подчёркивают тот вред, который они наносят Стране Басков: якобы, за счёт своего демографического потенциала, за счёт «демонстративной ненависти ко всему баскскому», эта «иммиграция автоматически превращается во вражеское вторжение». Конкретные выводы статьи походят на откровенный фашистский манифест:

«Необходимо вбить в головы этих людей обязательства уважать традиции и признавать законы Страны Басков, которые должны ими неукоснительно соблюдаться (…) В противном случае, мы можем рассматривать иммигрантов как участников вторжения, а, следовательно – как наших врагов».

Теперь же эта позиция, объясняемая скорее не политическими, а психологическими причинами, под влиянием левого поворота («мы не можем путать причину со следствием») была окончательно прояснена:

«В идеологии ЭТА вы можете разглядеть цель, которая поощряет нашу организацию работать ради постепенного удаления границ, которые разделяют людей. И сегодня (...) эта граница проходит не по географическому рельефу нашей баскской родины, но от этого она не менее реальна. Эта граница, отделяющая одних людей от других».

В мае 1965, опять же, в журнале «Zutik», появляется статья, озаглавленная «Освобождение женщины». Это короткое эссе, являвшееся одним из первых размышлений теоретиков организации на данную тему, было написано с применением современной терминологии, и может быть названо феминистским.

Испанское общество, как и общество баскское, в целом по всем показателям являлось более отсталым, нежели общество центрально-европейских стран. И здесь, само собой разумеется, ещё царили старые полуфеодальные патриархальные порядки, которые пока не сумел разложить современный капитализм. Кадровый состав ЭТА, являвшийся продуктом баскского общества, был подвержен и тем же самым недугам, одним из которых был мачизм и предельное неуважение к женщине.

Статья не только констатирует невыносимость условий того положения, которое занимает в обществе женщина («в этом государстве женщина по-прежнему живёт в эпоху рабства»), но и провозглашает сей факт одной из важных проблем, требующих разрешения. Любопытно, что «этаррас» в данном случае используют уже известный и уважаемый термин «деколонизация» - «деколонизация женщины» является проблемой мирового масштаба, тесно связанной с проблемой уничтожения всякого угнетения.

Эта, а так же некоторые другие статьи на данную тему, выходившие в журнале «Zutik» в следующие годы, превратили ЭТА в глазах общества в теоретический авангард феминистского движения в Стране Басков, хотя каждый отдельный активист организации, на самом деле, решал эту проблему индивидуально. Тем не менее, в практике ЭТА присутствовал и конкретный аспект борьбы за права женского пола: например, решением IV Ассамблеи женщинам официально облегчался доступ к профессиональной подготовке и управленческому аппарату организации.

Обратив внимание на рабочую борьбу, пересмотрев отношение к трудовым мигрантам, подняв вопрос о положении женщин в обществе, в начале 1965 года ЭТА дала старт развороту влево.