Страницы

четверг, 27 августа 2015 г.

Школы освобождения


Выживание в ожидании революции. История Партии Черных Пантер

Пол Алкебулан



2.3. Школы освобождения

Программа организации школ освобождения так же началась в 1969 году и занимала ключевое положение в деятельности BPP. Сама концепция таких школ была знакома чёрной общине, поскольку ещё задолго до «Чёрных Пантер» её, в качестве организационной тактики, использовало Южное движение борьбы за гражданские права чернокожих. Южные школы освобождения, учреждённые теми или иными группами, служили в качестве центрального пункта сбора членов общины, где им разъясняли их права и учили бороться за них. Кроме того, школы использовались в качестве центров образования, вербовки и сбора средств и подготовки демонстраций и пикетов.


Школы освобождения BPP являлись результатом хороших отношений с членами чёрного сообщества, налаженных в ходе реализации программы бесплатных завтраков. Именно на своих пунктах раздачи «Пантеры» призывали детей вернуться, чтобы помогать партии в иных формах деятельности. Таким образом, в Сан-Франциско была организована первая школа освобождения, которую посещали 25 детей ежедневно.

План обучения этой школы был следующий: понедельник – день истории; вторник – день культуры; среда – экскурсии; четверг – революционные фильмы; пятница – обсуждение текущих событий. Песни и игры использовались, чтобы донести до детей в надлежащей форме основную философию «Пантер». Таким образом, в школе освобождения дети не только учились читать, но и умели расширенно объяснить программу 10 пунктов и главные цели партии.


Здесь же, в Сан-Франциско, впервые был использован и такой учебный инструмент как мультяшные карикатуры, с помощью которых «Пантеры» иллюстрировали свою программу, а так же разъясняли «корни и сущность народной революции».

Учебная программа большинства школ освобождения, организованных членами BPP по всей стране, в основном состояла из базовых академических дисциплин и лекций, посвящённых актуальным событиям, составленных на основе партийной печати. Помимо непосредственно членов «Чёрных Пантер», в этих школах трудилось множество волонтёров-студентов, придававших заведениям некоторый налёт профессионализма.

Однако обучение не являлось основной целью освободительных школ. Наиболее важными пунктами учебного плана, на которые делался акцент, являлись идеология BPP и история афроамериканского народа. Это происходило не только потому, что «Пантерам» не хватало необходимого педагогического опыта, но ещё и вследствие того, что научный потенциал школ освобождения не был ещё признан руководством самой партии. Но, начиная с 1971 года, ситуация начала исправляться в сторону профессионализации образования.

Наиболее успешным примером реализации программы образования, стало учреждение «Чёрными Пантерами» в 1971 году «Интеркоммунального Института» (Intercommunal Institute). В 1975 году его название было изменено на «Оклэндскую Школу Сообщества». В 1973 году школа переехала в здание Оклэндского Центра Обучения, действовавшего под эгидой некоммерческой Корпорации Образовательных Возможностей. Вскоре здесь была учреждена ещё и вечерняя школа, обучавшая взрослых и выдававшая дипломы государственного образца. Школа включала в себя 16 аккредитованных преподавателей и 15 волонтёров.

Персонал ОШС
«Оклэндская Школа Сообщества» давала детям не только образование уровня хорошей частной школы (здесь изучали испанский язык, математику, естественные и социальные науки, проводили экскурсии, занимались спортом и изобразительным искусством), но и прививала чувство собственного достоинства за счёт изучения культуры и истории афроамериканской общины.

Мало того: ученики были обеспечены не только трёхразовым питанием; в собственности ОШС имелось и три пассажирских автобуса для перевозки детей в школу и из школы. Причём плата за обучение не взималась. Давние партийные правила мешали «Пантерам» просить деньги у государства на развитие своей школьной программы, однако в начале 70-х все эти негласные запреты пали под тяжестью финансовых вопросов. Оклэндская школа получила разрешение подать заявку на получение государственных образовательных фондов. Таким образом, правительственные средства, вкупе с частными фондами и пожертвованиями членов чёрного сообщества, помогали в содержании школы. Ибо фактическая стоимость обучения одного ребёнка составляла 720 долларов в год. Стоимость же содержания самой школы превышала сумму в 6 тысяч долларов в месяц.

Школа, неоднократно удостаивавшаяся высокой оценки со стороны государственного департамента образования и властей штата Калифорния, пережила партию на несколько лет. Последние остатки BPP окончательно отошли в небытие в 1980 году, тогда как ОШС, превратившаяся в самостоятельный образовательный объект, выпустила свой последний класс в 1982, став фактически последним осколком некогда мощной «Партии Чёрных Пантер».