Страницы

среда, 26 августа 2015 г.

Программа бесплатных завтраков



Выживание в ожидании революции. История Партии Черных Пантер


Пол Алкебулан



1.2. Программа бесплатных завтраков

Лэндон Уильямс, член ЦК BPP, и Дуг Миранда, капитан бостонского отделения партии, приписывают идею социальных акций, направленных на пропаганду идей организации внутри чёрного сообщества, Бобби Сейлу. Небольшой рассказ, поведанный Уильямсом, повествует о том, как в голову Сейлу пришёл столь оригинальный проект.

В 1968 году при BPP был создан консультационный комитет движения за освобождение Хью Ньютона. Комитет этот, благодаря своему формально аполитичному имиджу, расширил социальную базу «Пантер» в чёрных кварталах. И вот, в один из дней члены этого комитета пожаловались Сейлу насчёт того, что члены партии превратили одну из штаб-квартир в форменный кабак. В принципе, это было бы небольшой проблемой, если бы не другие, гораздо более серьёзные промахи, грозившие бросить тень на репутацию BPP.


Несколько недисциплинированных активистов партии атаковали на почве расовой ненависти группу белых хиппи. Другие были замешаны в серии вооруженных уличных грабежей. Подобное поведение конечно же было недопустимым; столь печальная ситуация ещё раз продемонстрировала необходимость ужесточения дисциплины и жёсткого партийного отбора кандидатов.

Арест Ньютона по обвинению в убийстве полицейского повёл за собой запрет «Чёрным Пантерам» на проведение массовых митингов. Осенью и зимой 1968 года фактически единственной деятельностью, которую вели активисты партии, являлось распространение газет и журналов BPP, а так же «маленькой красной книжечки», то есть цитатника Мао Цзедуна. Понятно, что бездеятельность в данной ситуации вела к разложению и увеличению нелицеприятных инцидентов, попахивавших откровенным криминалом.

Бобби Сейл

После скандала с одним из отделений BPP, Сейл встретился с членами партии, дабы обсудить меры по повышению уровня дисциплины. Один из активистов, Уэндел Уэйд, как бы между делом, пожаловался, что, чуть ли не каждый день он видит близ своего дома чёрных школьников и они ему кажутся голодными. В шутку Уэйд предложил, чтобы члены провинившегося отделения обеспечили школьников питанием, тем самым не только искупив свою вину перед организацией, но и поспособствовав укреплению позитивного имиджа «Пантер». Предложение повлекло за собой жаркую дискуссию о плохой успеваемости чёрных школьников, которые из-за голода неспособны, в отличие от своих белых ровесников, к концентрации и усвоению новых знаний. Сейл, в итоге, подвёл финальную черту под обсуждением, заявив, что «пусть партия и не может накормить всех голодных, она вполне способна обеспечить завтраком каждого голодного малыша».

В январе 1969 года комиссия ЦК BPP приступила к посещению региональных секций партии с целью исправления дисциплинарных и идеологических проблем среди рядовых активистов. Акцент был сделан на усиление внутреннего политического образования и развитие общественных работ в качестве меры по укреплению дисциплины. Набор новых членов был временно приостановлен, а в марте 1969 30 активистов того самого оклэндского отделения BPP были изгнаны за дисциплинарные проступки.

Тогда же, в марте месяце, в голове Сейла окончательно вызрела идея новой тактики, и в одном из интервью он определил четыре новых мероприятия, вокруг которых партия организует свою работу:

«Четыре ключевых программы, которые мы пытаемся осуществить, это бесплатные завтраки для школьников, которые мы уже организовываем; петиционная кампания, направленная на контроль со стороны сообщества за действиями полиции; обустройство бесплатных медицинских клиник в чёрных кварталах; и организация освободительных школ. Некоторые люди называют эти программы реформистскими, но мы видим их революционный характер…Потому что, одно дело, когда такими вещами занимаются капиталисты, показывая тем самым свою «озабоченность» проблемами, и совсем другое, когда этим занимаются революционеры».

Сейл подразумевал, что программа «Чёрных Пантер» направлена не столько на поддержание существования угнетённых, сколько но на практическое обучение неимущих масс, живущих в обществе капиталистической эксплуатации.

Сейл, когда говорил о том, что правительство не делает совершенно ничего для улучшения чрезвычайно тяжёлого положения бедняков, определённо игнорировал наличие государственных программ, вроде распределения продовольственных талонов. Тем не менее, его аргументы обладали определённой эмоциональной окраской, выгодной для подъёма популярности партии. Кроме того, Сейл напрямую связывал социальные программы с политическим обучением масс и чисткой организации от «примазавшихся»:

«В течение следующих трёх-шести месяцев мы сконцентрируемся на повышении уровня внутреннего политического образования. В этот же момент мы двинемся вперёд за счёт своих общественных программ…Эти программы помогут людям больше узнать о партии и наших целях. Они увидят, что партия – это не кучка алчных дураков. Мы выгнали людей, которые нападали на банки, кабаки или винные лавки ради двухсот, трёхсот или восьмидесяти долларов…Массы увидят, что партия действительно, в меру своих сил, пытается принести им пользу».

Первая бесплатная раздача завтраков школьникам состоялась 20 января 1969 года в Епископальной Церкви Святого Августина в Оклэнде, штат Калифорния. За несколько месяцев до этого в газете BPP впервые появляется призыв к добровольцам и сочувствующим присоединиться к новой социальной кампании «Пантер». Основным центром, куда стекались добровольцы и пожертвования сперва являлась баптистская церковь в Беркли, но затем, в декабре 1968 года, место концентрации было перенесено в церковь Святого Августина, при которой действовал Центр Чёрного Сообщества.



Инициатива «Пантер» взбудоражила рядовой состав. К примеру, филиал партии в Вальехо, Калифорния, практически тотчас же приступил к вымогательству пожертвований у чёрных предпринимателей. Спустя 2 месяца именно это отделение подхватит инициативу раздачи бесплатных завтраков школьникам, продемонстрировав дисциплинированность и верность избранному курсу. Вскоре программа школьных завтраков стала обязательной для исполнения для всех секций BPP по всей стране.

Члены партии будут поощрять детей к распространению информации о программе внутри кварталов и за пределами школ. Вскоре к пунктам раздачи стекались дети со всех окрестностей. Все расходы, связанные с социальными программами, «Пантеры» компенсировали за счёт добровольно-принудительных пожертвований чёрных бизнесменов, которые снабжали партию едой, посудой и деньгами. Партия считала, что пожертвования предпринимателей являются средством для реализации третьего пункта программы BPP, призывавшей к прекращению капиталистического грабежа чёрной общины. Таким образом, взносы преподносились как «совместное» предприятие бизнеса и сообщества по борьбе с угнетением.

Причём основным методом давления на чёрных предпринимателей было отнюдь не запугивание физической расправой. Сейл объяснял особенности работы с бизнесом следующим образом:

«Первый бизнесмен, который заявил, что не собирается ничего жертвовать, нарвался на нашу реакцию. Мы просто сказали людям из сообщества: «Не покупайте у него ничего. Почему? Потому что он не пожертвовал ни одного паршивого цента из своей прибыли на завтраки для ваших детей».

Национальный координатор программы, сообщал, что 22 отделения партии по всей стране за один только ноябрь 1969 года роздали детям около двадцати тысяч бесплатных завтраков. Соответственно, можно подсчитать, что каждое отделение BPP кормило каждый месяц примерно 688 детей. Это не очень много, учитывая что большинство партийных секций действовало в городах с большой чёрной диаспорой: например, в Чикаго, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Филадельфии, Балтиморе и т.д. Кроме того, во многих таких крупных городах одновременно работали два пункта раздачи, способные накормить более сотни детей каждый.


ФБР практически сразу же забило тревогу. Федералы опасались, что с помощью своей программы «Пантеры» будут учить детей ненавидеть полицию и распространять подрывную пропаганду.  Церкви, которые позволили «Пантерам» использовать свои помещения, оказались под особым вниманием правительства. К примеру, отец Франк Курран, заведовавший приходом в Сан-Диего, являлся одним из первых энтузиастов, поддержавших программу завтраков в Калифорнии. Согласно архивам, ФБР открыто пыталось оказать нажим на священника через его начальство. Спустя месяц отец Курран был переведён в Нью-Мексико, и ФБР высказало удовлетворение нейтрализацией «подрывного» служителя.

Местные полицейские службы вмешивались в процесс реализации этих программ в более прямолинейном стиле. Газета партии сообщает о множестве таких действий: начиная от нападения на митинг поддержки в Де-Мойн, заканчивая целенаправленной порчей пищи во время рейда по представительствам партии в Нью-Йорке. Другой тактикой, используемой в Ричмонде, Калифорния, являлось распространение слухов о том, что «Пантеры» используют для своих социальных программ отравленную пищу. Возникали проблемы и из-за связей «Пантер» с криминалом: к примеру, в Чикаго местное отделение партии в ходе реализации программы взаимодействовало с преступной бандой «Чёрные Последователи» (Black Disciples).

Но, несмотря на эти препятствия, раздача бесплатных завтраков детям продолжалась. На самом деле, именно эта программа стала наиболее успешной общественной деятельностью «Чёрных Пантер».