Страницы

воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Гевара. Эпизоды революционной войны: Конго. 1

ЭРНЕСТО ГЕВАРА

ЭПИЗОДЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ВОЙНЫ: КОНГО



Посвящается Бахазе и всем павшим товарищам,
искавшим путь самопожертвования




1. Предварительные замечания

Это история провала. Опускаясь до анекдотических подробностей, сопровождавших военные эпизоды, она так же уделяет внимание наблюдениям и критическим замечаниям, поскольку, как я считаю, единственной ценностью этой истории является опыт, который послужит хорошим уроком другим революционным движениям. Победа является отличным источником положительного опыта, однако и поражение, учитывая те чрезвычайные обстоятельства, окружавшие кампанию, даёт его; и бойцы, и связные являлись иностранцами, рискующими своими жизнями на неизвестной им территории, не знающими местного языка, и связанными между собой лишь узами интернационализма; именно так было положено начало методу, до этого не использующемуся в освободительных войнах.

Закрывает повествование эпилог, в котором я рассматриваю вопросы борьбы в Африке, и, в целом, национально-освободительной борьбы против неоколониализма, являющегося наиболее устрашающей формой угнетения за счёт изысканной маскировки и многолетнего опыта эксплуатации, который имеют силы, поддерживающие его.

Эти военные записки будут опубликованы спустя достаточное количество времени с момента их написания, и, возможно, автор уже не будет в состоянии ответить за то, что он здесь надиктовал. Время сгладит края, и, если станут известны какие-то важные подробности, издатели вполне могут вносить свои коррективы, дабы прояснить читателю характер тех или иных событий или мнений в свете нового времени.


Правильней будет сказать, что это история о разложении. Когда мы прибыли на конголезскую территорию, местная Революция вступила в фазу стагнации, а затем произошёл ряд эпизодов, которые повлекли окончательный её упадок, по крайней мере, в данный момент и на данном огромном поле битвы, в которое превратилось Конго. Самое интересное здесь не в истории деградации конголезской Революции, причины и характеристики которой слишком глубоки для того, чтобы охватить их в моём коротком повествовании; но процесс разложения нашего боевого духа, поскольку мы пришли к заключению, что наш опыт не должен пропасть впустую, и инициатива Интернациональной Пролетарской Армии не должна умереть перед лицом первой неудачи. Необходимо тщательно проанализировать проблемы и найти способ их разрешения. К примеру, хороший инструктор на поле битвы делает больше для революции, нежели в мирное время, когда он обучает массу новобранцев, но личностные черты этого инструктора, являющегося катализатором формирования будущих технических кадров революции, должны быть хорошо изучены.

Идея, которой мы руководствовались, заключалась в борьбе вместе с местными новобранцами испытанных в боях за освобождение (а потом и против кубинской реакции), людей, что должно было, логически, спровоцировать «кубанизацию» конголезцев. Очевидно, что эффект был диаметрально противоположным, поскольку с течением времени произошла «конголезация» кубинцев. «Конголезацией» я называю набор привычек и действий, которые характеризуют конголезских солдат на данном этапе борьбы; суть не в унижении конголезского народа, а лишь в классификации современных конголезских революционных бойцов. Причины, по которым эти бойцы имеют столь негативное реноме, я попытаюсь объяснить в ходе повествования.

Как правило, я всегда следовал правилу говорить здесь только правду, по крайней мере, излагать свою интерпретацию фактов, но даже эта точка зрения может столкнуться с другими субъективными оценками или корректировками, в случае если допущены ошибки в изложении произошедших событий.

В некоторые моменты, когда правда становится неудобной или ненужной, я просто опускаю её, поскольку есть вещи, которые противник знать не должен, но которые могут помочь нашим друзьям в реорганизации борьбы в Конго (или любой другой стране в Африке). Среди таких опущенных фактов, находятся методы и пути, которыми мы достигли Танзании, этого трамплина для выхода нашей группы на арену истории.

Имена конголезцев, перечисленные здесь, реальны, однако практически все члены нашего отряда получили псевдонимы на языке суахили как только мы прибыли на конголезскую территорию. Подлинные имена кубинских товарищей указаны в прилагаемом списке, если конечно редакторы сочтут нужным его публикацию. Следует наконец отметить, что, если придерживаться строгой истины и того значения, которое она может иметь для будущих освободительных движений, то я указал здесь несколько эпизодов трусости отдельных бойцов и целых групп, а так же подчеркнул общую деморализацию, воцарившуюся в наших рядах с течением времени. Эта повесть не имеет ничего общего с героическим эпосом, героизм здесь заключается лишь в участии в нашей судьбе Правительства и кубинского народа. Наша страна, являющаяся одиноким бастионом социализма на Американском континенте, посылает своих солдат сражаться и умирать на чужбине, на далёкий континент, и публично признаёт полную ответственность за свои действия; в этом вызове, в этой открытой защите своих позиций перед лицом главной проблемы нашей эпохи, которая находит своё выражение в беспощадной борьбе против империализма янки – вот подлинный героизм нашей кампании в Конго.

Именно здесь мы можем увидеть состояние кубинского народа и его руководителей, которые не только защищаются, но и нападают. Потому что, обращаясь к империализму янки, не стоит рассчитывать только на оборону; необходимо атаковать его базы поддержки на колониальных и неоколониальных территориях, которые являются форпостами, обеспечивающей его мировое господство.