Страницы

воскресенье, 5 августа 2012 г.

Науэль Морено. Мораль и революционное действие. 9



ЧАСТЬ 2. Партизанская мораль

1. Как мы видим проблему морали

Мы закончили первую часть нашей работы обращением к теме партизанской морали. Когда мы критиковали другие формы морали, мы отметили, что в некоторых случаях наша партизанская мораль находит точки соприкосновения с другими формами, не оставляя, при этом, своей критической позиции в отношении них.

Ключом ко всему нашему анализу является утверждение о том, что мораль соответствует различным объективным отношениям между людьми. Из всех этих отношений для нас привилегированное место занимают отношения между членами партии. Но мы не хотим сказать, что эти отношения уникальны, так как люди устанавливают множество других социальных отношений в обществе, в котором они существуют: в университетах, в школах, на фабриках, с жёнами или мужьями, с семьёй, с членами какого-либо клуба и т.д. То есть, член партии не только «homo politicus», но прежде всего член общества.


Это создаёт противоречивую ситуацию, так как каждой социальной структуре соответствует своя мораль, свои обычаи, как мы видели выше. Главное противоречие заключается в том, что в повседневной жизни каждый из нас страдает от прессинга различных моральных форм.

Плюралистическое решение проблемы заключается в установлении определенного поведения в отношении к каждой этой форме, однако мы предпочитаем отвечать на это установлением единой формы поведения для нивелирования этого давления. Абсолютно все отношения должны быть выстроены с точки зрения нашего статуса как члена партии: учащийся-партиец, рабочий-партиец, муж-партиец и т.д.

Наш жизненный статус в обществе имеет три, или может быть, четыре уровня. На первом уровне располагаются структуры, внешние по отношению к партии, но близкие к рабочему классу: синдикат, рабочая бригада, коллектив мастерской и т.д. На главном уровне стоит наша партия. Последним являются личностные отношения с друзьями, родственниками, подругами, т.е. биологически или культурно обусловленные отношения. На каждом из этих уровней партиец может установить диалектическое решение проблемы со своей точки зрения.

Между всеми этими уровнями существует диалектическая связь. Везде, где присутствует человек, неважно – в рабочем коллективе или же в группе близких товарищей, он способен развивать своё моральное поведение, способствующее развитию нашей партии и революции. Великим посредником между двумя этими уровнями является партия. Это не значит, что автоматически устраняются все моральные противоречия и напряжение. Но когда мы говорим о посреднике, мы говорим о диалектической связи, т.е. о противоречии между уровнями, которые должны быть сглажены моралью члена партии.