Страницы

суббота, 4 августа 2012 г.

Науэль Морено. Мораль и революционное действие. 3


3. Что такое мораль

Для начала, мы должны определить, что же такое мораль и нравственные обязанности.

Человек живёт в обществе, формируя часть человеческой группы, класса, семьи, нации и т.д. Эти социальные структуры для развития и поддержания внутренних отношений формулируют свод норм и правил, которые гарантируют дальнейшее существование этих структур и достижение ими определённых собственных целей. Эти нормы, которые любая социальная структура накладывает на своих членов, крайне абстрактны, и даже ненаучны, но в общем они формируют этику и нравственные правила.

Важно осознавать фундаментальную роль исполнения этих правил. Например: синдикат является общественной организацией, имеющей моральные нормы и обязательства, накладываемые на своих членов. Это, в первую очередь, подчинение решению большинства, солидарность с другими рабочими (особенно – бастующими), отрицание даже возможности противостояния с другими трудящимися и т.д. Эти правила обеспечивают прочность, развитие и достижение целей синдиката. В случае отсутствия или их невыполнения, организация молниеносно рушится. Поэтому зачастую, исполнение моральных обязательств регулируются посредством психического, а иногда и физического, давления социальной структуры на своих членов. Мы можем охарактеризовать это давление как коллективное мнение организации.


В данном случае рождается противоречие между моралью и правом, соблюдение которого так же регулируется психическим или физическим давлением. В некотором роде, право является моралью в кубе, моралью Государства или любой другой надстройки. Но право гораздо шире, так как оно регулирует гораздо больше отношений, нежели мораль. В то время как мораль лишь устанавливает нормы деятельности индивидуума в рамках организации, право юридически регулирует вообще все отношения между классами, группами, отдельными лицами и т.д., но служит исключительно развитию самого Государства и его доминирующего класса. Кроме того, право прибегает к непосредственному воздействию на человека посредством тюрем, наказаний, штрафов и других методов государственного насилия, в то время как мораль использует лишь методы убеждения или отказа, т.е. методы коллективного мнения.

Нечто подобное мы можем сказать и об обычаях. Каждая социальная группа имеет свои жизненные привычки, свой вкусы и предпочтения, свои танцы и кухню и т.д., и в то же время каждая социальная группа на практике своей жизнедеятельности выработала модель ежедневного поведения для каждого из своих членов. Эти привычки и обычаи так же необходимы для выживания социальной прослойки, но в отличие от морали, с течением времени и под воздействием объективных условий они могут меняться, не нанося особого ущерба. Кроме того, внутри подобной социальной группы (а в данном случае, я имею в виду нашу партию), могут существовать отдельные персонажи, не соблюдающие принятых обычаев, что так же не особо влияет на функционирование структуры.

Безусловно, мораль уходит своими корнями в обычаи, но это не одно и то же. Хотя обычаи и охватывают повседневную жизнь, в основе своей они имеют стихийный, спонтанный характер, тогда как мораль является одним из главных аспектов бытия, фундаментальным фактором выживания социальной структуры, вследствие чего её нормы и правила гораздо более суровы, и, в отличие от обычаев, являются необходимыми для соблюдения членами той или иной социальной группы.

Таким образом, кратко рассмотрев все три эшелона социальной жизни, мы можем указать, что каждый класс, каждая организация и социальная группа имеют свою мораль, свои обычаи и своё право. И наша партия, партия большевиков Аргентины, не является исключением из этого правила. Мы так же имеем свои, сегодня уже основательно позабытые, обычаи, так же имеем свою мораль и так же имеем своё право (устав партии).