Страницы

воскресенье, 24 июня 2012 г.

История PCBR. Глава 4.


4. Конец Центрального Комитета

В результате ареста Паулу Сержиу Гранаду Параньоса полиция впервые получает подробные сведения, касающиеся структуры «Бразильской Революйионной Коммунистической Партии».

Начинается работа по идентификации и розыску участников PCBR.


В первые дни января 1970 года арестован Салатиель Техейра Роллинс, член секретариата партии. Благодаря его показаниям, 13 числа была раскрыта конспиративная квартира в Копакабане: находившийся внутри бывший боевик MAR Марку Антониу да Силва Лима, оказавший яростное сопротивление аресту, и ранивший двоих сержантов, был убит. Его подруга, Анжела Камаргу Сейхас, вырвавшись из рук агентов, попыталась отобрать пистолет у одно из них, и так же была убита выстрелом в живот.

Несколько дней спустя были задержаны ещё три члена Центрального Комитета. 28 февраля оказался за решёткой председатель Исполнительного Комитета Аполониу Пинту де Карвалью. В тот же момент усиливаются розыски генерального секретаря Мариу Алвиса де Суза Виейра, который официально так и не был никогда арестован. Однако, уже в конце февраля французский журнал «Le Monde» публикует новость о смерти Алвиса, которая тут же была опровергнута правительством. На самом деле, Алвис был арестован ещё 16 января и был доставлен в один из «центров допросов», где подвергся жесточайшим пыткам: его зверски избивали, пронзали участки тела зазубренной спицей, а затем с помощью металлической щётки содрали кожу, от чего руководитель PCBR и скончался.

Помимо задержания практически всей партийной верхушки, в плену бразильского правительства оказались и десятки рядовых боевиков из Гуанабары, Параны, Пернамбуку и Северо-Востока.

Удивительно, но уже в ходе самой полицейской операции, комбатантам партии удалось организовать две вооружённые акции: 13 января в Икарай, Минас-Жерайс, был ограблен на 50 тысяч крузейро «Рабочий Банк», а 16 марта группа боевиков в Форталезе атаковала инкассаторский автомобиль, забрав более 90 тысяч крузейро.

В начале весны, спасаясь от репрессий, множестве партийцев из Гуанабары вынуждены были бежать в штат Байя. Здесь, в Сальвадоре, 25 мая группа из 9 боевиков осуществила налёт на «Банк Байи». Однако, не ожидав практически мгновенной реакции полиции, прибывшей к финансовому учреждению в течение каких-то минут, комбатанты вынуждены были бежать, оставив баул с добытыми деньгами на тротуаре. Кроме того, во время перестрелки близ банка были ранены служащий и охранник офиса.

В июне PCBR начала подготовку к похищению североамериканского консула в Ресифи с целью вызволения из тюрем в обмен на его жизнь десятков своих товарищей. Однако, 26 июня попытка похищения была сорвана: близ госпиталя ВВС пятеро боевиков попытались угнать белый «Фольксваген», необходимый для акции. Но совершенно неожиданно, водитель, лейтенант ВВС Матеус Левину дус Сантус, оказал активное сопротивление и был убит двумя выстрелами в упор. Эта неудача заставила партийцев  отказаться от идеи похищения.

Тем временем, убийство лейтенанта вызывало новую серию арестов в Ресифи. 16 июля была раскрыта конспиративная квартира в квартале Афогадус. В ходе полицейского штурма, все трое находившиеся внутри получили серьёзные ранения. Показания, данные позднее одним из арестованных, руководителем «Вооружённой Группы Пропаганды» (Grupo Armado de Propàganda –GAP) регионального комитета Нанси Мангабейрой Унжером, привели к раскрытию ещё трёх убежищ PCBR и идентификации множества связанных со структурой людей. Пытаясь скрыть факт предательства, Нанси пошёл на «хитрость» - он сам обвинил двух своих товарищей в даче показаний. В дальнейшем, он даже был включён в список из 70 заключённых, высланных в Чили в январе 1971 года в обмен на жизнь похищенного VPR швейцарского посла.


После всех случившихся несчастий, PCBR не остановилась. Более того, в ходе нескольких совещаний, были сформулированы «Июльские Документы», в которых партия углубляла свою милитаристскую позицию и дошла даже до того, что назвала уничтожение ЦК позитивным фактом, так как именно «неподвижность» Центрального Комитета тормозила развитие партии. Потеряв большую часть структуры и личного состава, PCBR вынуждена была провозгласить необходимость совместного действия в формате «единого фронта» с другими революционными группами Бразилии. Кроме того, необходимым условием называлась поездка контингента партийцев на Кубу для прохождения там военного обучения.

11 сентября члены партии в Марангуапе, штат Сеара, осуществляют нападение на «Банк Бразилии», где похищено более 200 тысяч крузейро.

Ночью 27 октября трое участников этого ограбления были случайно задержаны четырьмя полицейскими агентами на «точке» встречи на проспекте Васку де Гаму, в Сальвадоре. Одному из них, Жетулиу Оливейра де Кобралю, удалось вырваться из рук полицейских и бежать, отстреливаясь на ходу, в то время как двое других, скованные наручниками, были погружены в полицейских джип. Проехав около 30 метров, автомобиль остановился: заслышав звуки перестрелки между Жетулиу и двумя погнавшимися за ним агентами, полицейские решили поспешить на помощь коллегам. В этот момент боевик PCBR Теодомиру Ромейру дус Сантус извлёк из бумажной папки спрятанный там револьвер и  выстрелил в голову шофёра, убив того наповал. Двумя другими пулями Теодомиру тяжело ранил его напарника, после чего оба комбатанта скрылись. Позднее Теодомиру всё таки был задержан и приговорён за свои преступления к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. 19 августа 1979 года, незадолго до объявления амнистии сражавшимся с диктатурой (в соответствии с которой, отсидев 8 лет, Теодомиру должен был выйти не свободу), он бежал из тюрьмы в Байе. Скрывшись из страны, некоторое время он жил в Париже, и вернулся на родину только в 1983 году, когда все обвинения против него были окончательно сняты.

Убийство полицейского вновь вызвало цепочку арестов в Ресифи и Сальвадоре. Верхушка партии была практически ликвидирована. Единственным оставшимся на свободе руководителем являлся член Исполнительного Комитета Бруно Мараньян, да и он в конце 1970 года бежал вместе со своей женой во Францию.