Страницы

воскресенье, 24 июня 2012 г.

История PCBR. Глава 2.


2. Бразильская Коммунистическая Революционная Партия

После встречи представителей «Революционного Течения» в октябре 1967 года, «Временная Комиссия Партийной Реконструкции», в соответствии со своим названием, начинает работу по созданию новой партии. Для этого членами комиссии установлены контакты как с руководителями различных диссидентских групп в региональных секциях БКП, так и с оппозиционерами из других революционных организаций, не признающих фокистские принципы стратегии.

Некоторые разногласия между членами комиссии вылились в публикацию двух документов, посвящённых программе новой партии: один был разработан Аполониу де Карвалью и Жарбасом Аморимом, другой – Мануэлем Жовер Теллесом и Арманду Техейра Фруктуозо. Встреча четырёх 9 апреля 1968 года не смогла одобрить какой-либо один документ. В процессе обсуждения, с выработкой «Проекта Устава», был наконец достигнут консенсус.


11 и 12 апреля состоялась I Национальная Конференция представителей «Революционного Течения», на которой было заявлено об учреждении новой «Бразильской Коммунистической Революционной Партии» (Partido Comunista Brasileiro Revolucionário), генеральным секретарём которой единогласно избран Мариу Алвис де Суза Виейра. Так же были проведены выборы в Исполнительный и Центральный Комитеты.

Мариу Алвис

Второй день национального собрания был ознаменован принятием двух базовых документов PCBR: «Устава» и «Политической Резолюции». «Устав» фиксировал структуру партии, построенную на принципах демократического централизма и имевшую форму пирамиды: Центральный Комитет – Исполнительный Комитет – Секретариат – Региональные Комитеты – Зональные Комитеты – Местные Комитеты – Базовые Организации.

«Политическая Резолюция» основывалась на документе «О программе и тактике», выдвинутом Марио Алвисом в течение встречи «Революционного Течения» в октябре 1967 года, и квалифицировала PCBR, как «политическую организацию бразильского рабочего класса».

Конечной целю этой «организации авангарда» провозглашалось «завоевание власти рабочим классом и установление диктатуры пролетариата, которая создаст все необходимые условия для построения социализма и коммунизма». Первым этапом этого «марша к социализму» PCBR рассматривала осуществление «народной, антиимпериалистической и антифеодальной революции», которая сметёт «военно-бюрократический аппарат буржуазно-латифундистского Государства и установит Народное Революционное Правительство». Для реализации своих великих целей основным инструментом партия рассматривала вооружённую борьбу:

«Путём Бразильской Революции является вооружённая борьба. В ходе революционного процесса мы должны координировать все формы массовой борьбы, мирные и не мирные, легальные и нелегальные. Формы пацифистских или законных действий должны быть использованы для развития народного движения, однако, не выходя за рамки этих действий, революция не сможет победить. Поскольку реакционное насилие можно победить только посредством революционного насилия».

Таким образом, необходимая для победы революции вооружённая борьба, согласно резолюции PCBR, должна вестись в двух направлениях: главным фронтом является «сельская партизанская война», которую дополняет «городская герилья».

Мануэль Жовер Теллес, один из членов «Временной Комиссии Партийной Реконструкции», остался весьма недоволен концепциями, на которых была выстроена партия. Его мнение разделяли боевики диссидентского крыла маоистской «Коммунистической Партии Бразилии», которые попытались начать внутреннюю борьбу по вопросу о пересмотре базовых резолюций. Предчувствуя свой проигрыш, и Телес, и диссиденты-маоисты, покинули ряды PCBR через два месяца после конференции.

В мае 1968 года, когда Бразилию потрясли громадные студенческие манифестации протеста против военной диктатуры, ЦК публикует документ «Послание PCBR левым силам», в котором партия выступает за «единство действий», т.е. независимость «теоретических дискуссий» с одновременным объединением в борьбе за «общие и стратегические цели». Только «объединённый левый лагерь» сможет победить «объединённый вражеский лагерь».

В июне месяце к партии присоединяется группа студентов-диссидентов из «Народного Действия». В этом же месяце со скандалом уходит в PC do B Мануэль Жовер Теллес выпустивший напоследок документ «Историческое воссоединение», в котором он называет PCBR не иначе как «группировкой колеблющихся и эклектичных мелкобуржуазных элементов». На самом деле, выход фракции Теллеса являлся крайне болезненным ударом для партии: маоистов-диссидентов, формировавших «революционное большинство», насчитывалось около 400 человек, а это обозначало, что PCBR теряет более 70% своего активного состава.

Однако, партия мгновенно отвечает на этот раскол публикацией рескрипта «Историческое воссоединение или простая мистификация?», в которой критикует позиции PC do B и анонсирует новое внеочередное собрание своего ЦК. Проведённое в июле, помимо анализа сложившейся в стране политической ситуации и изучения различных форм оппозиции правительству, оно реструктурирует национальное руководство.

Несмотря на громадные потери личного состава, новое руководство PCBR принимает решение о создании «Военно-Политического Командования», в чью обязанность входит изучение методов и подготовка вооружённой борьбы.

В середине 1968 года на улицах Рио-де-Жанейро вновь неспокойно: город захвачен грандиозными студенческими манифестациями, в которых партия принимает активнейшее участие. В результате в ряды PCBR вливаются новые кадры.

В августе месяце происходит знаковое событие для партии – налажен контакт с Жорже Медейросом Валле, «Хорошим Буржуа». Медейрос, будучи служащим «Банка Бразилии» с 1952 года, уже давно симпатизировал Коммунистической Партии. Начиная с июля 1968 года, пользуясь своим положением руководителя отделения банка в Леблоне, посредством фиктивных платежных поручений, он выводит из банка около 1 миллиона долларов, которые и размещает на счетах в швейцарских банках. Несколько ранее «Хороший буржуа» увлёкся концепциями «Революционного Течения внутри БКП», и, поверив, что вооружённая борьба может снести режим военной диктатуры, большую часть имевшихся денег пустил на поддержку организаций, шедших по пути вооружённой борьбы и революционного насилия. Богатейший «революционный меценат» безвозмездно передал PCBR около 170 тысяч долларов на подготовку и развитие боевой структуры. В следующем году примерно же столько он отдал в распоряжение «Революционного Движения 8 октября».

Благодаря финансам «Хорошего Буржуа» партии удалось профессионализировать большую часть своих кадров, а так же обеспечить организацию пятью домами, одной подпольной типографией и двумя автомобилями.

В связи с ростом PCBR на всей территории Бразилии, ЦК партии созвал в сентябре 1968 года в Терезополисе новое внеочередное собрание. На встрече был принят документ «Проект реформы структуры», предусматривавший разделение PCBR на шесть Региональных Комитетов:

CR-1 (Центр) - охватывал штат Гояс и Федеральный Округ Бразилия;

CR-2 (Северо-Восток) – штаты Сержипе, Алагоас, Пернамбуку, Параиба, Риу-Гранди-ду-Норти и Сеара;

CR-3 (Юго-Восток) – штаты Гуанабара, Рио-де-Жанейро и Эспириту Санту;

CR-4 – Сан-Паулу;

CR-5 (Юго-Запад) – штаты Парана, Мату-Гросу и Санта-Катарина;

CR-6 – Риу-Гранди-ду-Суль.

К этому моменту в рядах партии насчитывалось более 200 боевиков; наиболее многочисленными были региональные комитеты Северо-Востока и Юго-Востока.

В октябре 1968 года через «Резолюцию ЦК по военной деятельности», PCBR реформирует Военно-Политическое Командование, созданное в июле, в Национальное Военно-Политическое Командование, непосредственно подчиняющееся Генеральному Секретарю, в чью задачу входит координация действий Региональных Военно-Политических Команд. Национальное Военно-Политическое Командование, представлявшее собой организм, параллельный партийной структуре, должен был отвечать за планирование, организацию и руководство над «Вооружёнными Группами» (Unidades Armadas), а так же за логистику и военное обучение кадров. В свою очередь, Региональные Военно-Политические Команды обязаны были добывать средства и ресурсы для развития герильи с помощью грабежей, похищений и политических убийств, а так же осуществлять всестороннюю подготовку к будущей сельской партизанской войне и заниматься организацией на фабриках, в фавелах и рабочих кварталах «групп самообороны». Так же документ рекомендует, по возможности, приобретать участки в сельской местности для организации тренировок герильерос, будущих солдат «Народной Революционной Армии» (Exército Popular Revolucionario).

В том же месяце руководство выпустило ещё три доктринёрских документа, предназначенных для развития внутренних дискуссий. Первый, «Особенности национальной реальности» или «Вооружённый путь революции», имел огромное значение для партии в связи с тем, что здесь детально рассматривался вопрос подготовки «революционной войны» в Бразилии. Второй документ имел название «Элементарные формы революционной войны», третий – «Процесс революционной войны»: оба они были посвящены уточнению идей первого документа.

Укомплектованная опытными и зрелыми руководителями, бывшими активистами Коммунистической Партии, и молодыми людьми, пришедшими из студенческой среды, с весьма самобытной и чётко сформулированной идеологией «бразильского пути к социализму», с достаточно крепкой инфраструктурой, построенной на деньги «Хорошего Буржуа», «Бразильская Коммунистическая Революционная Партия» была готова к началу непосредственно вооружённой борьбы против правительства.