Страницы

понедельник, 28 мая 2012 г.

История VPR. Глава 8.


8. VAR-P и «грандиозная акция»

Итак, первые месяцы 1969 года были отмечены значительными потерями в рядах VPR и COLINA, в том числе и в руководстве. Зажатые с обеих сторон тисками режима, горстка всё ещё остававшихся на свободе боевиков принимает решение о слиянии обеих организаций. Только так можно было бы избежать полного уничтожения и даже более того – вывести организацию на национальный уровень.

Таким образом, в начале июня комбатанты обеих организаций проводят первую совместную встречу на побережье штата Сан-Паулу, недалеко от Перуибе. В конце собрания было сформулировано «Совместное коммюнике», повествовавшее о «полной политической идентичности двух организаций», которые несомненно должны объединиться. Однако, унификация официально не была проведена в связи с отсутствием некоторых членов Главного Руководства COLINA. Было запланировано новое совещание, которое поставит точку в деле объединения, а так же задумано проведение национального  конгресса, который должен был подтвердить сей факт.


Между тем, в этот период акции не останавливались ни на день. Ночью 22 июня боевики обеих групп напали на казармы 109 Батальона Общественных Сил (Военной полиции) в Сан Каэтану ду Суль, украв 94 винтовки, 18 автоматов INA, 30 револьверов «Таурус», 360 гранат и около 5 тысяч патронов различного калибра. Таким образом, организации увеличили свой арсенал, сформированный посредством грабежей оружейного магазина «Diana» и казарм 4 Пехотного полка.

В начале июля, в загородном прибрежном доме в Мангагуа прошла так называемая «Конференция о слиянии» с участием всех руководителей обеих организаций. В «Коммюнике конференции» от 7 июля 1969 года было озвучено имя новой революционной структуры: «Вооружённый Революционный Авангард Пальмарис», названный в честь «Республики Пальмарис» - коммуны-государства беглых чёрных рабов и присоединившихся к ним свободных мулатов, индейцев и бедных белых, существовавшего на территории капитанства Пернамбуку в 1630-1694 гг.

Несколько позднее к новой структуре присоединится «Диссидентское крыло Бразильской Коммунистической Партии Сан-Паулу» (Dissidência do PCB de São Paulo – DI/SP).

В структурном плане, были формированы два больших сектора: «Сектор Главной Борьбы» (Setor de Luta Principal), ответственный за подготовку и формирование «партизанских колонн»; и «Сектор Дополнительной Борьбы» (Setor de Lutas Complementares), занимавшийся организацией городской герильи и координацией действий региональных групп Сан-Паулу, Гуанабары, Риу-Гранди-ду-Суль, Федерального округа Бразилии, Гояса, Минас-Жерайс и Байи.

Что касается определения арены будущей партизанской войны, то руководство VAR-P воспользовалось старыми наработками COLINA, избравшей территорию более 100 квадратных километров, расположенную в джунглях между штатами Мараньян, Гояс и Пиауи, и ограниченную городами Императрис, Порту-Франку, Барра ду Корда и Токантинополис.

Хотя слияние было достигнуто, дискуссии на конференции не были столь уж спокойными. Они развивались в напряжённом, жарком климате, и сопровождались значительными волнениями. Сторонники массовой работы из COLINA, гораздо лучше подготовленные в политическом плане, яростно атаковали «милитаристов» из VPR за их «революционный авантюризм». С другой стороны, «милитаристский» «Народный Революционный Авангард» внёс в «общий котёл» более 55 миллионов крузейро и большой арсенал оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, в то время как у «политической» COLINA денег не было совершенно, а из оружия имелись лишь два автомата «Томпсон» и четыре пистолета. Этим фактом и было первоначально сглажены родившиеся противоречия.

Тем не менее, несмотря на имевшиеся капиталы, руководители группы считали свои денежные запасы недостаточными для приведения в жизнь грандиозных стратегических планов новой структуры. Тут то на сцену и выходит Жуарез Гимарайес де Бриту, задумавший «грандиозную акцию», которая обеспечит финансовую независимость VAR-P на долгие годы вперёд.

Густаву Бурке Шиллер («Бичо») являлся студентом-второкурсником, принимавшим активное участие в студенческих беспорядках 1968 года в Рио-де-Жанейро, после которых он и вступил в «Марксистско-Ленинское Ядро» (Núcleo Marxista Leninista) – боевую структуру из Гуанабары, напрямую связанную с COLINA.

Выходец из богатой семьи, он обитал в районе Санта Тереза, недалеко от дома своего дяди Аарона Бурламаки, врача, который проживал вместе со своей сестрой – тётей «Бичо» Анной Жимель Бенчимоль Каприльоне, являвшейся, в свою очередь, секретаршей и любовницей Адемара де Барроса, бывшего губернатора Сан-Паулу. Прознав про то, что в апартаментах собственной тёти бывший губернатор хранит несколько миллионов долларов, Густаву Шиллер поспешил сообщить об этом руководству организации.

В начале мая 1969 года Жуарез Гимарайес поручает «Бичо» раздобыть более точные сведения и сделать художественные эскизы или фотографии, необходимые для будущего нападения. Тогда то, хитрый студент и обнаружил, что в доме в Санта Тереза расположен лишь один сейф – другой находился собственно в конторе бывшего губернатора в Копакабане. Из разговоров с тётей, Шиллер понял, что в сейфе в её доме могли храниться от 2 до 4 миллионов долларов. Кроме того, было предположено, что в Копакабане могли содержаться и компрометирующие документы, проливавшие свет на коррупционные схемы экс-губернатора.

Жуарез увидел в этом предвестье поистине «грандиозной акции»: два одновременных удара, с помощью которых организация добудет не только огромные финансовые ресурсы, о которых ранее нельзя было и мечтать, но и документы, способные скомпрометировать и деморализовать одного из «авторов» реакционного переворота 1964 года.

После слияния обеих организаций, воодушевлённый своей идеей Жозе Гимарайес решает провести «пробную акцию», предваряющую главный удар: 11 июля семеро боевиков VAR-P осуществляют нападение на финансовое агентство «Muda», принадлежащее «Banco Aliança». К их разочарованию, в кассе агентства находится лишь 17 тысяч крузейро. Более того – на выходе из банка, комбатанты нарвались на полицейский патруль. В ходе начавшейся погони Дарси Родригез совершенно случайно убивает таксиста Сиделину Пальмейра ду Насименту, что позднее руководством самой организации было расценено как «чёрное пятно» на репутации только что родившейся группировки.

С другой стороны, отсутствие отточенных действий среди боевиков показало, что для планирования и исполнения «грандиозной акции», - двух одновременных ударов, - необходима более тщательная подготовка и гораздо больше времени, чего революционеры позволить себе не могли. Поэтому, отказавшись от атаки на офис в Копакабане, решено было ограбить только дом тёти «Бичо» в Санта Тереза.

Во второй половине дня 18 июля тринадцать боевиков VAR-P, переодетых в полицейскую форму, во главе с самим Жозе Гимарайесом де Бриту, ворвались в дом Анны Каприльоне якобы в «поисках подрывных документов». Связав всех находящихся в жилище, комбатанты прочесали здание и таки нашли на втором этаже тридцатикилограммовый сейф, который был выкинут из окна на улицу и погружён в грузовик. Менее чем за 30 минут было совершено крупнейшее ограбление в истории Бразилии.



Бронированный ящик революционеры привезли к озеру Такуара, в Жакарепагуа, где он был вскрыт хитроумным способом: заполнив сейф водой через с трудом просверлённые отверстия, дабы не сжечь деньги, грабители разрезали дверцу автогеном. До самой ночи боевики VAR-P сортировали тысячи мокрых зелёных купюр, которые затем были высушены на нейлоновых нитях группой соратников в одном из сельских домов. Операция принесла в казну организации около 3 миллионов долларов.

Судьба захваченной суммы никогда не была надлежащим образом выяснена: деньги подчас просто пропадали в руках поклонников коммунистической идеологии.

Все вырученные средства были переданы на хранение Жуаресу Морейра Динзу, который через несколько дней после ограбления, с частью денег уехал в Алжир. Луис Карлус Резенде Родригез, который должен был охранять оставшиеся деньги, так же 12 августа укатил на Кубу для прохождения военной подготовки. Вернувшись через 5 месяцев, он отдал Жорже Федерику Штейну около 220 тысяч крузейро, которые сумел «отмыть» во время пребывания на Острове Свободы.

Около 300 тысяч долларов были непосредственно введены в обращение: известно, что практически все члены VAR-P получили на руки по 800 долларов для использования в чрезвычайных ситуациях. Около полутора миллионов было послано в регионы для «закупки оружия, техники и автомобилей», а так же для «организации всевозможного обучения для новых членов организации». 

В конце сентября 1969 Мария ду Карму Бриту передала послу Алжира в Бразилии Хафифу Керамане около полумиллиона долларов, которые были позднее размещены на банковских счетах в Швейцарии. В 1973 деньги были переведены во Францию: около 120 тысяч долларов забрали группы, являвшиеся «наследниками» VAR-P, а 130 тысяч были переданы левому французскому интеллектуалу Лалеману, который, отчасти на эти средства, открыл в Париже книжный магазин «Marterout».

Что касается главного героя ограбления, Густаву Бурке Шиллера, то его судьба гораздо более ясна, нежели судьба украденных им долларов. Вскоре после ограбления он был вынужден уйти в подполье, но был арестован в Риу-Гранди-ду-Суль в конце марта 1970 года. 13 января, в обмен на жизнь швейцарского посла, он среди других был отправлен бразильским правительством в Чили. Однако, после свержения Сальвадора Альенде, он был вынужден отправиться во Францию, где и вёл полунищенское существование до самого 1979 года, когда объявленная амнистия позволила ему вернуться на родину. 22 сентября 1985 года он застрелился в доме в Копакабане, где некогда размещался офис бывшего губернатора Сан-Паулу.

Исполнив свою самую знаменитую акцию, «Вооружённый Революционный Авангард Пальмарис», обзаведясь деньгами, оружием и довольно значительным количеством боевиков, готовился стать крупнейшей из подрывных организаций Бразилии. Однако идеологические разногласия между членами Национального Руководства, возникшие в результате слияния и так до конца не разрешённые, способствовали медленному ослаблению организации.