Страницы

среда, 23 мая 2012 г.

История VPR. Глава 3.


3. Убийство капитана Чендлера

На всём протяжении 1968 года акции городской герильи осуществлялись анонимно, без указания авторства, и во многих случаях полиции казалось, что всё это – дело рук обычных маргиналов. Согласно мнению руководителей различных милитаристских организаций, вскоре настал момент публичного появления на национальной арене революционной вооружённой борьбы, что должной было произойти посредством осуществления некоей дерзкой акции, имевшей потенциал потрясти не только Бразилию, но и стать известной за рубежом.


В сентябре Марку Антониу Брас де Карвалью («Маркито»), доверенное лицо руководителя «Коммунистической Группировки Сан-Паулу» Карлуса Маригеллы, налаживает контакты с VPR через Онофре Пинту, тогдашнего центрального координатора организации, с целью совместной реализации «казни» капитана армии США Чарльза Родни Чендлера, студента-заочника Школы Социологии и Политики, проживавшего в Сан-Паулу вместе с женой и двумя маленькими детьми. Однако, согласно версии герильерос, Чендлер являлся «агентом ЦРУ» и прибыл в Бразилию для «консультаций военной хунты в деле борьбы с оппозицией».

В начале октября «революционный трибунал», составленный из трёх руководителей VPR (Онофре Пинту, Жуан Карлус Кфоури Картим де Мораес и Владислав Довбор) приговорил Чендлера к смерти. С помощью Дульсе де Суза Майя был выяснен распорядок дня будущей жертвы, его маршруты, привычки, время ухода и возвращения в свой дом № 375 на улице Петрополис, в квартале Сумаре, Сан-Паулу.

Была подготовлена «группа огня», составленная из Педру Лобу де Оливейра, Диогенеса Жозе Карвалью де Оливейра и Марку Антониу Брас де Карвалью. Впоследствии, в книге «Вооружённая левая в Бразилии» были опубликованы выдержки из интервью с Педру Лобу де Оливера, в которых он повествуется о данной операции:

«Как я уже сказал, группа огня была укомплектована тремя боевиками: один был вооружён пистолетом-пулемётом INA, с тремя магазинами по тридцать патронов; другой имел револьвер; а я, исполнявший функции шофёра, был вооружён гранатой и пистолетом. Кроме того, в салоне автомобиля находился карабин М-2, который мы должны были использовать в случае погони. Мы приняли решение вообще не скрывать оружия в ходе данной акции. Речь шла об очень простой операции. Трёх революционных бойцов было достаточно для исполнения «казни» в данных условиях. Учитывая маловероятность столкновения с репрессивными структурами в этом районе, мы не видели смысла в том, чтобы прятать оружие».

Датой, избранной для осуществления «казни» стало 8 октября: первая годовщина смерти в Боливии Эрнесто «Че» Гевары. Однако, в этот день Чендлер не покидал своего дома, и три революционера решили перенести акцию. Четыре дня спустя, 12 октября 1968, они прибыли к дому американца около 7 часов утра. В 8:15 Чендлер вышел из дома и направился в гараж, после чего на автомобиле вновь подъехал к жилищу. В то время как его девятилетний сын открывал дверь, жена ожидала на пороге дома, для того, чтобы попрощаться. В последний раз.

Боевики завели «Фольксваген», украденный несколькими днями ранее, и перекрыли путь машины Чендлера. Согласно воспоминаниям Педру Лобу, «в этот момент один из моих товарищей, выскочив из «Фольксвагена» с оружием в руках, открыл огонь по Чендлеру». Это был Диоген Жозе Карвалью де Оливейра, выпустивший из своего «Тауруса» шесть пуль. Далее Педру Лобу продолжает:

«Когда первый товарищ начал стрелять, второй приблизился к автомобилю американца с пистолетом-пулемётом, и выпустил очередь. После пятнадцатой пули, механизм дал осечку и пп вообще перестал стрелять. Но уже не было необходимости продолжать огонь. Чендлер был мёртв».



Супруга и дети Чендлера кричали. Диогенес пригрозил им пистолетом, после чего один из мальчиков убежал в соседский дом. После того, как Педру Лобу разбросал вокруг листовки, в которых указывалось, что убийство «палача Вьетнама» и «агента ЦРУ» осуществлено во имя бразильской революции, комбатанты умчались в стремительном темпе.

Любопытно сложилась судьба участников данной операции

Марку Антониу Брас де Карвалью был убит 26 января 1969 года в столкновении с полицейскими агентами.

Онофре Пинту, председатель революционного суда, приговоривший Чендлера к смерти, был арестован 2 марта 1969, но 5 сентября того же года выслан в Мексику в обмен на жизнь захваченного герильерос американского посла. В октябре Пинту прибыл на Кубу, где с пользой провёл два следующих года, изучая техники партизанской войны. В июне 1971 он объявляется в Чили с 20 тысячами долларов для продолжения борьбы. В мае 73 он был изгнан из VPR по обвинению в «общении с полицейским инфильтратом». Убоявшись быть казнённым собственной организацией, он переберается в Аргентину, откуда вновь пытается проникнуть на родину. Тут то его следы и теряются. С этого момента он числится как «пропавший без вести».

Жуан Карлус Кфоури Картим де Мораес, второй член «революционного трибунала» был изгнан из VPR в январе 69. Спустя несколько месяцев он бежал из Бразилии, захватив часть денег, принадлежащих организации. Всплыл в Париже, где стал одним из двух учредителей журнала «Debate». Университетский профессор и журналист, он вернулся в Сан-Паулу после амнистии, возглавив филиал «Бразильской Ассоциации Журналистов». В 1983 он был даже назначен пресс-секретарём правительства Франко Монторо в штате Сан-Паулу.

Владислав Довбор, третий член трибунала, был арестован 21 апреля 1970, но 15 июня выслан в Алжир в обмен на жизнь немецкого посла. За границей он обвенчался с Марией де Фатима да Коста Фрейрей, дочерью коммунистического издателя Паулу Фрейре. Вскоре начались его скитания по миру, за время которых он успел посетить Швецию, Италию, Польшу, Чили, Португалию, Турцию, Кубу и Гвинея-Биссау, закончившиеся в Бразилии после объявления амнистии. Возвратившись к мирной жизни, Довбор зарабатывал на жизнь чтением лекций по экономике в Папском Католическом Университете Сан-Паулу и Университете Кампинас.

Дульсе де Суза Майя, занимавшаяся сбором сведений о жизни Чендлера, была арестована 27 января 1969 и так же выслана в Алжир 15 июня 1970 года. Прорвавшись на Кубу, где она прошла курс военной подготовки в Пиньяр-дель-Риос, Суза Майя так же, как и Довбор путешествовала по странам мира, и вместе с ним же, одно время, работала на социалистическое правительство Гвинеи-Биссау. Вернувшись на родину в 1979, она активно включилась в борьбу «мирных организаций», а в 1980 была избрана президентом «Комитета солидарности с народами южного конуса».

Педру Лобу де Оливейра был арестован 23 января 1969 в момент перекраски грузовика в армейские цвета с целью подготовить его к нападению на казармы 4 Пехотного Полка в Китауна. 15 июня 1970 он был выслан в Алжир, а в конце этого года уже проходил военное обучение на Кубе. Побывав в Чили, Перу, Португалии и ГДР, он вернулся в Сан-Паулу в 1980 году, став работником конторы, принадлежавшей семье Луиса Эдуарду Гренхальда, известного адвоката революционеров и одного из руководителей Партии Трудящихся.

Наконец, Диогенес Жозе Карвалью де Оливейра, был арестован 30 января 1969 года в ходе развития работы в сельской местности в Паранаибе, штат Мату-Гросу. 4 марта он был выслан в Мексику в обмен на жизнь похищенного герильей японского посла, откуда вскоре перебрался на Кубу. В июне 1971 он приехал в Чили, где проживал до самого свержения Альенде, после чего побывал в Италии, Бельгии и Португалии, а так же работал в Гвинее-Биссау вместе с Сузой Майей и Довбором. После амнистии вернулся на родину и поселился в Порту-Алегри.