Страницы

среда, 16 мая 2012 г.

Resistencia Nacional-Fuerzas Armadas de la Resistencia Nacional


Развитие

Стратегическое поражение, которое потерпело народное и социальное движение в ходе всеобщего восстания 1932 года, оставило глубокие раны во всём левом лагере, выразившиеся в полном отказе от идеи вооружённой борьбы как метода захвата власти. Отказ этот в качестве аргумента обосновывался географическими и топографическими особенностями Эль Сальвадора.

Вторая Мировая война, а так же углубление международного экономического кризиса дали мощный толчок к развитию во многих странах борьбы за национальное освобождение, путеводной звездой которой являлась (в большинстве случаев) большевистская Россия. Именно в этом контексте можно рассматривать народные освободительные революции во Вьетнаме, Китае, Северное Корее, Египте. Продолжением борьбы против капитализма и империализма стала Кубинская и Алжирская революции, подъём партизанской борьбы в Латинской Америке и Африке, возникновение городской герильи в Уругвае, Бразилии и Аргентине. Центральная Америка не осталась в стороне от мировых процессов: развитие партизанской борьбы в Гватемале и Никарагуа, сменяющие друг друга военные диктатуры, безумная и бессмысленная 100-часовая война между Эль Сальвадором и Гондурасом и, наконец, экономический кризис начала 70-х годов – все эти события вновь оживили дискуссии о возможном захвате власти революционными силами посредством вооружённой борьбы.


Таким образом, в 1970 году в результате объединения двух молодёжных коллективов различной политической направленности, - коммунистической и социально-христианской, - возникает безымянная организация, руководителями которой становятся Хоакин Вильялобос, Эдуардо Санчо Кастанеда и Анна Гуаделупе Мартинес. В 1972 году, после осуществления нападения на пост Национальной Гвардии близ госпиталя «Бенхамин Блум», эта организация окончательно оформится под именем «Народная Революционная Армия» (Ejercito Revolucionario del Pueblo).

Внутри ERP развиваются интенсивные идеологические дебаты вокруг возможных форм борьбы и их адекватной комбинации. Среди предложенных форм одно из главных мест занимает фокизм, делавший основную ставку на вооружённую борьбу, т.е. на создание военных комитетов, которые, посредством повстанческих акций создадут все условия для революционной ситуации и завоюют поддержку народа, встав в авангарде национальной борьбы.

Данной концепции противостоял тезис «фронта», гармонично совмещавший в себе социальную, профсоюзную, политическую и вооружённую формы борьбы. Именно эта стратегия единого национального антифашистского сопротивления в последующем привела к созданию «Фронта Объединённого Народного Действия» (Frente de Accion Popular Unificada - FAPU) – массовой организации RN.

Углубление и ожесточение данной внутренней дискуссии привело к весьма печальным результатам: 10 мая 1975 боевиками «милитаристской» фракции ERP были убиты член руководства организации, поэт Роке Дальтон и Армандо Артеага. Трагедия повлекла за собой окончательный раскол между двумя соперничавшими лагерями.

10 мая 1975 года является днём рождения Национального Сопротивления (Resistencia Nacional). Именно тогда, на волне возмущения бессмысленным убийством, ядро, ведомое Эрнесто Ховелем (ставшим затем генеральным секретарём RN) откалывается от ERP, образуя независимую революционную группу.

Построенное на базе партийной схемы, RN имело так же своё боевое крыло – «Вооружённые Силы Национального Сопротивления» (Fuerzas Armadas de la Resistencia Nacional), представлявшие собой структуру с жёсткой иерархией по типу армейской. Организацией работы с непартийными массами занимался «Фронт Объединённого Народного Действия», который был разделён на различные сектора:

- школьный (Accion Revolucionaria de Estudiantes de Secundaria)

- студенческий (Frente Universitario de Estudiantes Revolucionarios Salvador Allende)

- крестьянский (Movimiento Revolucionario Campesino)

- народный (Vanguardia Popular).

Ещё во времена единой «Народной Революционной Армии» терсеристской фракцией ERP был налажен выпуск журнала «Por la Causa Proletaria» (За пролетарское дело). Теперь PCP становится центральным печатным органом организации. Кроме него имелись так же и другие, периферийные издания. Альманах «Polemica», как следует из названия, предназначался для ведения дебатов внутри партии. Свои информационные бюллетени имели так же FAPU и крестьянский сектор массовой организации («Письма Доминго Бельтрану»).

В период между 1976 и 1977 годами рост организации значительно ускорился с присоединением к ней двух весьма влиятельных политических групп: «Революционной Организации Трудящихся» (Organización Revolucionaria de Trabajadores) и её вооружённого крыла, и «Рабоче-Крестьянского Фронта» (Frente Obrero Campesino).

В следующем году началось бурное развитие социальных баз организации в городах и сельской местности, что привело к созданию целой сети парамилитаристских групп: «Народной милиции» (Milicias Populares), ответственной за ведение вооружённой пропаганды, «Вооружённых Групп Массовых Секторов» (Grupos Armados Selectos de Masas), в чьём ведении находилась самозащита и социальная мобилизация, низших эшелонов городской герильи, осуществлявших акции саботажа, подрывы, устраивавшие засады на силы правопорядка. В этот же момент были организованы и специальные силы городской герильи в Сан-Сальвадоре и Сан-Мигеле, ответственные за нападения на финансовые учреждения.

Триумф Сандинистской Революции 1979 года (с которой у RN были особые связи, ибо и FSLN и «Национальное Сопротивление» твёрдо придерживались терсеристских позиций) весьма укрепил веру в победу комбатантов сальвадорского движения освобождения; именно к этому моменту относятся первые попытки объединения всех революционных сил страны. Первым шагом на пути к унификации становится учреждение Военно-Политического Координационного Центра (Coordinadora Político Militar) 17 декабря 1979 года, куда входят три организации (Силы Народного Освобождения - FPL, Коммунистическая Партия Сальвадора - CPS и Национальное Сопротивление). ERP игнорировала работу координационного организма ввиду глубоких противоречий с тремя вооружёнными организациями, заложенными ещё в период после убийства Дальтона и Артеаги.

11 января 1980 года был образован Массовый Революционный Координационный Центр (Coordinadora Revolucionaria de Masas), в который вошли 4 из пяти имевшихся на тот момент в стране народных движений, тесно связанных с левым лагерем (Народный Революционный Блок - BPR, FAPU, Демократический Националистический Союз Коммунистической Партии – UDN PCS, Народные Лиги 28 февраля - LP-28). В мае 80 к CRM присоединяется и «Народное Освободительное Движение» (Movimiento de Liberación Popular) – массовая организация «Революционной Партии Трудящихся Центральной Америки» (PRTC).

К концу весны этого же года CRM окончательно объединяет в своих рядах все имевшиеся в стране революционно демократические силы: в коалицию входит массовый фронт «Народно-Социального Христианского Движения» (Movimiento Popular Social Cristiano) и «Национал-Революционное Движение» (Movimiento Nacional Revolucionario). Таким образом, возникает «Демократический Революционный Фронт» (Frente Democratico Revolucionario).

В этом же мае месяце образовано «Единое Революционное Руководство» (Dirección Revolucionaria Unificada), укомплектованное представителями четырёх военно-политических революционных организаций Эль Сальвадора (FPL, PCS, ERP и RN). Процесс унификации революционных сил продолжился и далее, завершившись 10 октября 1980 года созданием «Фронта Национального Освобождения имени Фарабундо Марти» (Frente Farabundo Marti para la Liberacion Nacional – FMLN). Окончательная точка в объединении различных революционных организаций ставится в декабре того же года, когда в FMLN вливается «Революционная Партия Трудящихся Центральной Америки».

Вооружённые Действия


Именно к этому периоду, с 1979 по 1981, относится и усиление вооружённых действий «Национального Сопротивления». Обладая ещё с середины 70-х годов аппаратом городской и сельской герильи, организация крайне редко пускала в ход оружие, предпочитая концентрировать все свои силы на подготовке и обучении масс. Усиление государственного террора, весть об убийстве в тюрьме похищенной ещё в 1976 году поэтессы Лиль Милагро Рамирес (одной из создательниц RN), убийство правыми боевиками епископа Оскара Ромеро, а так же предчувствие гражданской войны, витавшее в воздухе: всё это заставило FARN непосредственно обратиться к вооружённой борьбе и подготовке ко всеобщему вооружённому выступлению. 

Лиль Милагро Рамирес

Уже в январе-феврале 80 года «команды самозащиты» RN практикуют вооружённое сопротивление полиции, всё чаще нападающей на мирные митинги. В то же время аппарат городской герильи начинает работу по добыче оружия – происходят разоружения сотрудников Военной и Гражданской Полиции, подчас принимающие весьма массовый характер – так, в феврале 1980 года в центре Сан-Сальвадора в результате операции городских сил был обезоружен и раздет целый отряд национальной полиции – 25 человек.

В марте месяце начинаются уже настоящие бои. 20 числа на улицах столичного квартала происходит ставшая знаменитой «битва в Монсеррат», когда 2 группы городских герильерос атакуют вереницу машин Национальной Гвардии, в результате чего из 40 государственных служащих 33 погибают. Вызванные по тревоге на место событий отряды полиции и национальной гвардии (около 60 человек), усиленные 4 танкетками, нарываются на яростное сопротивление городских партизан. В ходе боя, длившегося 45 минут, комбатанты FARN-RN сумели без потерь покинуть место боя, в то время как озверевшие служители демохристианской хунты принялись рыскать по близлежащим улицам и хватать прохожих. В результате этой их деятельности были убиты несколько гражданских, затем представленных как «участники подрывных групп».

Не отстают от товарищей из столицы и провинциалы – уже на следующий день после «битвы в Монсеррат», городские герильерос Санта-Анны так же устраивают засаду на кортеж Национальной Гвардии, в результате чего четверо агентов погибают. 

24 марта отряд городской герильи из Сан-Мартина на въезде в город устраивает засаду на караван автомобилей Национальной Полиции. Не менее впечатляющий бой заканчивается полным поражением и отступлением властей, которые теряют убитыми 19 человек. 

Всего же, в ходе углубления гражданского конфликта в марте-апреле 1980 года, «Вооружённые Силы Национального Сопротивления» провели более 100 операций против режима: нападения на посты, разоружения, атаки, казни шпионов и информаторов – все это стало лишь прелюдией к будущей гражданской войне.


Любопытно заметить, что первая волна революционного насилия FARN охватывала в основном города страны: в сельской местности организация ограничивалась формированием отрядов самообороны, которые лишь периодически оказывали вооружённое сопротивление властям или же занимались казнями детективов.

Плавное сползание страны к гражданской войне продолжилось и в следующие месяцы, и хотя насилие теперь не носило столь масштабного характера, как в начале года, тем не менее оно стало частью повседневного существования сальвадорского общества. Вписанное в «Единое Революционное Руководство», а затем и в FMLN, «Национальное Сопротивление» все свои силы отдавало на подготовку к будущему «финальному наступлению» с целью захвата власти и установлению режима «Революционной Демократии», разработка тезисов которого началась ещё в январе 1980.

Тем временем, террористическая деятельность режима проамериканской «Революционной Хунты» продолжалась – в стране ширилась кампания убийств политических и оппозиционных деятелей. Кульминацией террора стало убийство шестерых руководителей «Демократического Революционного Фронта» (FDR) 11 ноября 1980.

10 января 1981 года FMLN и FDR передают срочное внутреннее сообщение всем организациям-членам фронта: «В 5 часов вечера начинается генеральное наступление. Враг окружён, пришёл час народного правосудия».

Гражданская война в Эль-Сальвадоре началась.