Страницы

четверг, 17 мая 2012 г.

Ejército Revolucionario del Pueblo


Истоки

Эмбрион будущей «Народной Революционной Армии» возник благодаря активной деятельности различных групп молодёжи, студентов и рабочих, в среде которых к концу 1968 – началу 1969 годов возникла широкая дискуссия, касавшаяся методов завоевания власти в стране, поражённой глубочайшим кризисом.

В этот период возникает первая в стране небольшая боевая группа, получившая название «Сальвадорское Революционное Действие» (Acción Revolucionaria Salvadoreña). Однако, не добившись консолидации своих сил, и реализовав несколько мелких саботажных акций с применением взрывчатки, стараниями правоохранительных органов эта организация была полностью разгромлена, а большая часть её активного состава оказалась в тюрьмах.


В 69-70 гг. появилось на свет ещё одно партизанское ядро, укомплектованное, главным образом, студентами. Именно эта группа товарищей осуществила первую резонансную военно-политическую акцию в Эль Сальвадоре: похищение и последующее убийство олигарха Эрнесто Регаладо Дуэньяса. В результате данной операции ядро и получило своё название – особо не лукавя и не фантазируя, журналисты называли его просто «Группой» (El Grupo). Развязанные после столь дерзкой выходки правительственные репрессии положили конец деятельности «Группы»: некоторые её участники бежали за рубеж, другие оказались в тюрьме.

В Университете Эль Сальвадора в 1970 году, на фоне поднявшегося революционного энтузиазма, была основана ещё одна военно-политическая организация -  Comandos Organizadores del Pueblo, куда вошли молодые марксисты, а так же радикальные левые христиане, последователи Теологии Освобождения и колумбийского священника-герильеро Камило Торреса Рестрепо.

В этот же момент, в ходе ожесточённых дебатов внутри молодёжного крыла Коммунистической Партии Эль Сальвадора, часть радикальных комсомольцев покидает организацию, образуя ещё одну группу вооружённой борьбы.

Развитие

В течение всего 1971 и части 72 годов Алехандро Ривас Мира и некоторые другие бывшие участники «Группы» проводили встречи с боевыми товарищами с целью объединения сил, результатом чего стало создание федерации нескольких маленьких организаций, каждая из которых сохраняла свою структуру, но должна была подчиняться объединённому руководству, составленному из представителей всех коллективов. В течение этого периода к федерации присоединиться и группа, которая в последующем, после разрыва с коалицией из-за идеологических разногласий, сформирует «Революционную Партию Трудящихся Центральной Америки» (Partido Revolucionario de los Trabajadores Centroamericanos).

Вскоре эта федерация независимых группировок реструктуризируется в  единую организацию, чьё публичное появление происходит 2 марта 1972 года посредством убийства двух сотрудников Национальной Гвардии на посту близ госпиталя «Бенхамин Блум» и захвата двух первых винтовок G-3. Нападение, получившее весьма тенденциозное название («Война нищих начинается, мир для богатых заканчивается» - «La guerra de los pobres ha comenzado, la paz para los ricos ha terminado»), стало первой акцией, ответственность за которую взяла на себя «Народная Революционная Армия» (Ejercito Revolucionario del Pueblo).


В этом же году ERP наладила контакты с ещё одной только что сформировавшейся революционной организацией – «Народными Силами Освобождения» (Fuerzas Populares de Liberación), в результате чего было опубликовано совместное коммюнике и заключён пакт о взаимопомощи и координации действий в деле формирования массовой организации нового типа, чего не будет сделано на практике никогда из-за разногласий между двумя группами.

После дебюта 2 марта, ERP продолжает осуществление акций вооружённой пропаганды, совершая нападения на банки и коммерческие конторы и похищая крупных бизнесменов с целью получения выкупа. В ходе исполнения подобных операций погибнут первые и весьма ценные боевики «Армии», такие как Карлос Менхивар Мартинес (1973), Франсиско Антонио Герреро (1974) и многие другие.

На этом этапе развития организации Ривас Мира единолично формирует руководство, становясь одновременно и первым секретарём политического бюро и командующим Военного Комитета.

Эта фаза 1973-74 гг. стала решающей для последующего развития ERP. Углубляются внутренние дебаты по вопросу о стратегии и тактике борьбы, в результате которых вырисовываются две главные позиции.

С одной стороны стоят те, кто делает главную ставку на повстанческие действия и особо упирают на военную практику, фактически отвергая тезис о вооружении народа,  рассчитывая исключительно своими силами приблизить революционную ситуацию. В контексте данной позиции главной проблемой революционной организации эти люди считают создание вооружённого авангарда, политической армии, способной противостоять правительству.

С другой стороны стоят те, кто, не оспаривая необходимость вооружённых действий для приближения революции, настаивают на более тесной работе с народными массами, на непосредственное вооружение народа. 

Углубление внутренней дискуссии ввергает организацию в тяжёлый кризис, усугублявшийся жёсткими методами управления и вертикальной схемой принятия решений, способствовавшей усилению милитаристских тенденций в руководстве и полному игнорированию коллективной дискуссии. Развитие этих тенденций возвращает ERP к её федералистскому прошлому, где каждая группа ведёт свою собственную работу в отрыве от остальных групп.

Бесконечные дискуссии и споры, повлекшие разрыв связей между группами, достигают своей кульминации в мае 1975 года, когда в работе на ЦРУ был обвинён один из руководителей антимилитаристской оппозиции Роке Дальтон и «арестован» самими же боевиками Армандо Артеага; рабочий, являвшийся одним из главных военных руководителей организации, отказавшийся исполнять приказ о задержании Дальтона. После безуспешных попыток посредников из FPL разрешить кризисную ситуацию, руководство ERP, возглавляемое Ривасом Мира и Хоакином Вильялобосом, принимает решение о казни обоих «предателей», что станет одной из первых непоправимых ошибок, приведших к выходу из рядов «Народной Революционной Армии» терсеристской группы «Национальное Сопротивление». Другой ошибкой стало торжество милитаристской линии, напрочь отказавшейся от концепции народного фронта, в результате чего был демонтирован только что созданные «Фронт Луиса Морено» (Frente Luis Moreno) и «Крестьянские Лиги» (Ligas Campesinas).  


Роке Дальтон
В середине 1975 года проходит первый пленум организации, на котором анализируется внутренний кризис и приняты некоторые решения, важнейшим из которых стало решение о строительстве «Партии Сальвадорской Революции» на базе демократического централизма. Здесь же заслушан доклад Рафаэля Арсе Сабла, разработавшего два центральных документа Партии: «Золотое зерно», в котором рассматривается экономическая структура страны и её зависимость от мирового капиталистического рынка, и «Фашизм или революция», анализирующий политико-социальную ситуацию в Эль Сальвадоре. В сентябре этого же года автор обоих документов погибнет в перестрелке с властями во время отступления из захваченного городка Вилья Эль Кармен, и ERP потеряет не только одного из своих самых ярких лидеров, но и главного инициатора создания Партии.

Рафаэль Арсе Сабла

Перед лицом национальной и международной изоляции, в которой оказалась ERP после убийства Дальтона и Артеаги, Ривас Мира ищет новых союзников в революционной борьбе. Весьма прагматичный человек, вскоре он устанавливает связь с Коммунистической Партией Китая. Посетив в конце этого года Пекин, Мира заявляет, что КПК является подлинной марксистско-ленинской партией и он намерен идти тем же путём борьбы с советскими и кубинскими ревизионистами, каким идут китайские товарищи во главе с находящемся при смерти Мао Цзэдуном.

По возвращении в страну главаря ERP, внутри организации вновь разразился кризис: наиболее милитаристский сектор во главе с поклонником кубинской революции Владимиром Рохелем заявил о несогласии с прокитайской направленностью «Народной Революционной Армии». Внутренний конфликт привёл к тому, что в январе 1976 года Рохель был казнён по обвинению в «предательстве». Таким образом, Мира самолично способствовал падению своего авторитета и полному моральном и политическому краху организации: мелкобуржуазный индивидуализм, свойственный этому персонажу, вкупе с сектантской прокитайской политикой, привели к широкому дезертирству из рядов ERP и демонтажу многочисленных секторов борьбы, потерявших перспективы развития благодаря провальному руководству.

Однако, несмотря на грубые политические ошибки, ERP сопутствовал так же и некоторый успех: явный милитаристский акцент стратегической политики по строительству и развитию «Военных Народных Комитетов» (Comités Militares del Pueblo), начавшейся в середине 1975 и продолжавшейся в следующем году организацией «Повстанческих Отрядов» (Destacamentos Insurrecciónales), позволил организации привлечь в свои ряды городские и сельские кадры, выкованные в условиях подполья и вооружённого действия.

Процесс исправления ошибок

В 1977 году «Партия Сальвадорской Революции – Народная Революционная Армия» (Partido de la Revolucion Salvadorena – Ejercito Revolucionario del Pueblo)  реализовала широкую кампанию внутренних дебатов, которая эволюционировала в программу самокритики, в ходе чего было заявлено об ошибочности игнорирования работы с массами, а так же было принято решение исправить данное упущение. Кроме того, организация признала ошибочность обвинений, по которым были казнены Дальтон и Артеага.

Одним из главных результатов программы внутренних дебатов становится решение о создании и развитии «Народных Лиг 28 февраля» (Ligas Populares 28 de Febrero) – массовых фронтов PRS-ERP, которые должны были капитализировать народную поддержку партии, завоёванную в ходе развития герильи в Морасане, Усулутане, Сан Висенте, Унионе, Санта Анне и других партизанских базах, разбросанных по кантону Чалатенанго и городских районах страны.

Чуть позже, в 1979 году, в течение стратегического финального наступления FSLN в Никарагуа, ERP, руководствуясь принципами интернационализма, отрядила свой довольно большой контингент бойцов в помощь сандинистам. В этом же году, после произошедшего в Эль Сальвадоре 15 октября военного переворота, ERP 16 и 17 числа того же месяца оккупировала городки Мехиканос, Кускатансинго, Сан Маркос и Эль Матасано, пытаясь разоблачить путчистов и призвать народ на борьбу с христианско-демократической «революционной хунтой».

В январе 1980 года ERP и «Народные Лиги 28 февраля» принимают активное участие в создании «Массовой Революционной Координации» (Coordinadora Revolucionaria de Masas), объединившей массовые фронты сальвадорских революционных организаций. Немного позднее, ERP вливает свои силы в единый «Фронт Национального Освобождения имени Фарабундо Марти», созданный 10 октября 1980 года.

Народная Война

В течение гражданской войны, «Народная Революционная Армия» представляла собой силу, внёсшую значительный вклад в победу революционного лагеря. Кроме того, ERP отличалась широким использованием специальных отрядов и мобильной артиллерии.

Организация крайне способствовала развитию военной стратегии FMLN, заключавшейся в концентрации сил и получившей название «Сопротивляться, Развиваться и идти вперёд». Именно эта концепция позволила «Фронту» после стратегического наступления 10 января 1981 года добиться своей первой значительной победы над правительственными силами в т.н. «Битве при Москарроне» на дороге Торола – Сан Фернандо, департамент Морасан. В этом бою удалось взять в плен более 50 солдат и офицеров, уничтожить более сотни противников, а так же захватить огромное количество оружия и даже один вертолёт.

Одной из самых дерзких кампаний, проведённых специальным отрядом ERP “Бригадой Рафаэль Арсе Сабла» был захват антенны близ вулкана Какауатике: в ходе тяжёлого штурма была взята укреплённая позиция, располагавшаяся на крутом спуске, подходы к которой были заминированы, а под укреплением вырыты разветвлённые катакомбы.

Переход гражданского конфликта на новый этап позиционной войны и непосредственная помощь правительству со стороны США, заставляют ERP в конце 1984 года отказаться от стратегии разбросанных по всей стране партизанских очагов для того, чтобы окончательно стать одной из частей народной армии FMLN, чей организационный лозунг звучал как «Сделать Эль Сальвадор страной партизан». В этом же контексте из бойцов ERP была организована один из мощнейших отрядов специального назначения, действовавших в рядах «Фронта», ответственных за многочисленные смелые атаки на казармы и расположения противника, такие как казарма третьей Пехотной Бригады Сан-Мигель, или Тренировочный Центр ВС в Унионе.

На этом этапе ERP достигло огромных успехов в деле укрепления единой логистической сети FMLN, что позволило в последующем переломить ход гражданской войны.

Кроме того, в этот же период, «Народная Революционная Армия» внесла значительный стратегический вклад в дело пропаганды посредством собственного подпольного «Radio Venceremos», которое вскоре становится официальным голосом «Фронта Национального Освобождения». Помимо этого, внутри ERP развивается агитационная «Команда Информации» (Comando de Informacion – COMIN), трансформировавшаяся вскоре в общенациональную пропагандистскую структуру «Sistema Venceremos», главным печатным органом которой становится «Международный Журнал Эль Сальвадора» (Revista Internacional El Salvador). Именно эта структура в ходе вооружённого конфликта взяла на себя ответственность за создание фото и кинохроник, раскрывающих перед мировым сообществом истинное положение в стране и подлинные цели освободительного движения.

Помимо всего вышеизложенного, «Народная Революционная Армия» стала платформой, на которой зиждилась международная деятельность сальвадорской герильи: практически во всех странах Западной Европы и Северной Америки с помощью эмигрантов ERP были созданы представительства «Фронта», занимавшиеся дипломатическими вопросами и организацией кампаний солидарности.

Несмотря на всё это, внутри партии вновь дали о себе знать прежние разногласия, имевшие перспективы ослабить структуру. Критика оппозиционного крыла партийной схемы и требование пересмотра военной логики привели к реорганизации в 1984 году ЦК партии и созданию Региональных Комитетов, более автономных от центрального руководства. Однако, деятельность этих руководящих органов не оправдала ожиданий сторонников федерализма. В этих условиях принимается решение вновь сосредоточить всю власть в руках Политического Комитета, что, опять же, порождает противоречия и конфликты в партийной среде.

После окончания гражданской войны и установления формального мира, в марте 1992 года в Хокоатике состоялось Пленарное Собрание ЦК партии, которое отклонило все «новые тезисы» оппозиции в главе с Хоакином Вильялобосом о децентрализации партийной схемы, которые всё громче звучали в последние годы войны, и утвердило, при поддержке практически всех региональных руководителей, старую проверенную временем организационную линию.

К 1994 году ERP официально самораспускается для того, чтобы стать частью политической партии FMLN.