Страницы

суббота, 27 августа 2011 г.

ИСТОРИЯ ALN. ГЛАВА 28


Глава 28. Конец ALN

13 апреля 1973 года в Рио-де-Жанейро в схватке с полицией погибает боевик местной «Тактической Вооружённой Группы» Мериваль де Араужу. Этому предшествовала другая история.


5 апреля был арестован руководитель «Национального Вооружённого Сопротивления» (RAN) Амадеу де Альмейда Роша, который тут же начал давать подробнейшие показания, содействовавшие полному разгрому его же собственной организации. Был задержан, в том числе, и член RAN профессор Жак Морейра де Альваренжа, университетский преподаватель Араужу, знавший о его деятельности в ALN . На допросах маэстро раскрыл свои связи с комбатантом, а так же указал место, где обычно он с ним встречался. Полиция накрыла «точку», Мериваль оказал сопротивление, пытался бежать, но был убит.

Освободившийся через месяц Жак Морейра де Альваренжа уже был приговорён «Красным Трибуналом» к смерти без права апелляции.

28 июня 1973 года Томас Антониу да Силва Мейреллес Нету, один из последних надёжных боевиков ALN, вместе с двумя товарищами ворвался в колледж «Veiga de Almeida» на улице Сан Франсиску Хавьер, и, после коротких поисков, обнаружил профессора в одном из кабинетов за написанием текста по курсу психологии. Четыре пули сразили преподавателя, менее чем через три недели после выхода на свободу. Перед взорами прибывших полицейских предстала страшная картина: труп, лужи крови и аббревиатура ALN, написанная на стене чёрной аэрозольной краской. 



Исполнив свой последний «приговор», организация широкими шагами продвигалась к финалу, теряя кадры один за другим.

13 июля, Луис Жозе де Кунья был опознан полицией на проспекте Санту Амару. Ранив двух женщин при попытке захвата автомобиля, он был убит в начавшейся перестрелке.

16 числа того же месяца погибает ещё один ключевой комбатант GTA Эльбер Жозе Гомес Гуларт, убитый в Ипиранге при попытке прорыва полицейской осады. ALN по-прежнему свято чтил заветы Маригеллы, поэтому руководящие кадры «Вооружённой Тактической Группы» редко когда сдавались добровольно: в основном, все они были убиты при аресте.



При Эльбере был найден документ, в котором организация рассматривает причины поражения левых бразильских революционных сил:

« - централизация и ускорение обмена информацией между репрессивными силами режима;

- повышение технической подготовки сотрудников правоохранительных органов, а так же совершенствование методов допроса;

- установление государством контроля над профсоюзами, факультетами и массовыми движениями;

- успешная агитационная антипартизанская кампания правительства;

- выдвижение абсолютно безумных революционных проектов;

- отсутствие политического единства левых, и неопытность в ведении войны;

- невосполнимые потери в вооружённых группах и сетях поддержки;

- большое количество боевиков, сбежавших за рубеж».

В тексте однозначно признавался успех контрреволюционного правительства, опиравшегося на средний класс: «…и действительно, мы не можем сказать, что действия правительства были неэффективны».

1 октября 1973 года остатки организации в Сан-Паулу под руководством Флавиу Аугусту Невеса Леан де Салеса, объединив силы с «Революционной Коммунистической Партией Бразилии» и «Вооружённым Революционным Авангардом – Пальмарис» осуществляют теракт в офисе по продаже билетов чилийской компании «Lan» на проспекте Риу Бранку. Ранены шестеро полицейских и шесть гражданских лиц. Взрыв назван акцией протеста против свержения 11 сентября в Чили народного правительства Сальвадора Альенде.

Теракт в представительстве «Lan» считается последним проявлением вооружённого насилия бразильской герильи, и знаменует собой окончание периода вооружённой борьбы коммунистов с целью захвата власти.

В свете арестов 73 года, положение ALN становится критическим. В Сан-Паулу остаётся лишь одна группа «Массового Фронта», контролируемая Бетти Шашамовиц, и укомплектованная неопытными элементами, присоединившимися к организации в конце 1972. Эта группа пыталась развивать деятельность внутри профсоюзов Сантуса, распространяя листовки и газеты.

Окончательный роспуск организации произошёл после смерти последнего из членов национального руководства, Антониу Карлуса Бикалью Лана. Преследуемый властями, 30 ноября он был обнаружен полицией на проспекте Пинеду, Санту-Амару, в сопровождении Сони Марии Лопес де Мораес. Когда к паре приблизился полицейский патруль, боевики достали оружие, и, отстреливаясь, попытались бежать. Окружённые, они продолжали яростно сопротивляться, пока не были убиты. Таким образом, «Национально-Освободительное Действие» было обезглавлено. 

Антониу Карлус Бикалью Лана

Соня Мария Лопес де Мораес

После смерти Бикалью, Бетти Шашамовиц, переезжает в Рио-де-Жанейро, где проживает вместе с Флавиу Невесом Леаном де Салесом. Лишившись помощи Бетти, группа, развивавшая агитацию в портовых районах Сантуса, была деморализована. В апреле/мае 1974 были арестованы все активисты этого пропагандистского коллектива.

ALN в Бразилии умер. Но за рубежом оставалась ещё «Ленинская Тенденция» во главе с Роланду Фратти, который, пользуясь привилегиями, данными правительством «Народного Единства», сумел собрать в Чили довольно большое количество бразильских беглецов и политических эмигрантов. Открытые дебаты между ALN и TL, проходившие в газете «Единство и Борьба», издающейся в Сантьяго, окончились явно в пользу последних.

После свержения Альенде, «Ленинская Тенденция» рассыпается: ядро во главе с Рикарду Сараттини Филью оседает в Аргентине, остальные разъезжаются по Европе.

В то время Куба признала одного из идеологов TL, Жозе Марию Криспина в качестве  «руководителя» фактически уже несуществующего ALN. Криспин отправляется в Аргентину, где пытается, с помощью товарищей, сформулировать новую политическую линию организации, основывающуюся на исторических позициях Маригеллы. Однако ничто уже не могло оживить умерший проект. Вскоре после этого и «Ленинская Тенденция» канула в лету.

Организация окончательно закончила своё существование.