Страницы

среда, 24 августа 2011 г.

ИСТОРИЯ ALN. ГЛАВА 12

Глава 12. Смерть Карлуса Маригеллы

Жуан Карлус Маригелла родился 5 декабря 1911 года в Сальвадоре, штат Байя, в семье итальянского эмигранта и бразильянки суданского происхождения. Его революционная карьера началась в 30-х годах: в 1932 он присоединяется к «Коммунистической Молодёжи» и «Красной Федерации Студентов», в составе которых принимает активное участие в заговоре 1935 года, целью которого было осуществление в Бразилии социалистической революции. В 1936 году, окончив инженерный институт, по приказу партии он направляется в Сан-Паулу для работы в местной коммунистической секции.


В 1939 году Маригелла вновь арестован (уже в третий раз) и отправлен в тюрьму «Фернанду де Норонья», где занимается политическим воспитанием заключённых.

Освобождённый в 1945 году по амнистии, объявленной президентом Жетулиу Варгасом, он в том же году избирается федеральным депутатом от БКП. В течение правительства Дутра Коммунистическая Партия вновь уходит в подполье, поэтому 7 января 1948 депутатский мандат Маригеллы был аннулирован.


Находясь на нелегальном положении, в период с 1949 по 1954 годы Маригелла работает в профсоюзах, увеличивая влияние партии в рабочей среде. Вскоре он входит в состав Исполнительного Комитета и Национального Секретариата БКП.

В августе 1950 года Маригелла впервые публично озвучивает радикальные тезисы: он выпускает манифест, в котором проповедует идею революционной войны. Как член Исполнительного Комитета, он возглавляет делегацию БКП, посетившую Китай в 1952 году. По возвращении, очарованный революционными достижениями Мао, будущий главарь ALN начинает работу по подготовке масс к бразильской революции. Тогда ещё он настаивал на необходимости формирования крестьянской революционной армии (Армии Национального Освобождения), в соответствии со стратегией, выдвинутой Мао Цзедуном и Линь Бяо.

Следующим шагом Маригеллы являлось проникновение в студенческую среду. С помощью контактов на юридическом факультете Рио-де-Жанейро, ему удаётся завербовать некоторых преподавателей и учащихся. Семена бунта были посеяны, оставалось только ждать урожая.

Стратегия Кубинской Революции, ставшей примером для многих бойцов с режимом в Латинской Америке, противоречила позиции международного коммунистического движения и БКП, вставших на платформу советского примиренческого реформизма. Однако, триумф армии Фиделя восхищает многих старых бразильских революционеров, действующих ещё с 30-х годов, которых до глубины души потрясает тактика «фокизма». Для Маригеллы, человека «поколения Коминтерна»,  концепция «партизанских очагов» выглядит идеальной для реализации в Бразилии.

После военного переворота 1964 года, Маригелла в очередной раз арестован в одном из кинотеатров Рио-де-Жанейро. Выпущенный благодаря усилиям юриста Собраля Пинту, он переходит к открытой пропаганде идей вооружённой борьбы среди студентов и рабочих.


В июле 1967 года Карлус получает официальное приглашение принять участие в конференции «Организации Латиноамериканской Солидарности» (OLAS) в Гаване, где обсуждаются пути распространения антиимпериалистической борьбы на весь континент.

Не спрашивая разрешение о стоявшей в оппозиции к OLAS Коммунистической Партии, Маригелла отбыл в столицу Кубы по фальшивому паспорту. Конференция закончилась принятием знаменитых Деклараций, одобрявших вооружённое действие в большинстве стран южноамериканского континента, что ещё более усилило решимость Маригеллы перейти к активной борьбе.

После конференции Маригелла провёл ещё несколько месяцев на Кубе, где его настигла новость об окончательном исключении из рядов Бразильской Коммунистической Партии.

Вернувшись на родину в конце 1967 года, он непосредственно переходит к практике революционной войны.



Итак, осенью 1969 года ALN впервые сталкивается со шквалом государственных репрессий, подбирающихся всё ближе к главному руководителю организации. Началом конца Маригеллы стало задержание Паулу де Тарсу Венсеслау, который выдал полиции телефонный номер, использующийся для экстренной связи с руководством ALN.

Проверка показала, что номер принадлежит доминиканскому монастырю в квартале Пердизес. К тому времени, братья уже находились под подозрением после того, как арестованный в марте 69 боевик VPR Исаис ду Вале Алмада сообщил о близких связях монахов с подрывными революционными группировками Сан-Паулу. За монастырём было установлено пристальное наблюдение, телефон так же прослушивался.

Тем временем, 2 ноября в Рио-де-Жанейро в общественном автобусе были схвачены фрей Тимотео (Фернанду де Бриту) и фрей Иво (Ив ду Амараль), прибывшие сюда для установления контактов с местным прогрессивным клиром.

Привезённые в Сан-Паулу, монахи начали сдавать властям все известные им сведения, касающиеся сети ALN и участия в ней братьев-доминиканцев. В конечном итоге, фрей Тимотео признался в том, что, после отъезда фрея Освальду за границу, именно он был назначен ответственным за контакты Маригеллы и членов логистической сети. Экстренная связь с руководителем «Национально-Освободительного Действия» проходила через книжный магазин «Duas Cidades», принадлежавший доминиканскому ордену: Маригелла (или его доверенные) просто звонил сюда, и называл пароль «Это Эрнесто. Сегодня в мастерской», что обозначало, что встреча должна состояться в 8 часов вечера на высоте 800 в Аламеда Каза Бранка, Сан-Паулу.

Согласившись сотрудничать с властями, фрей Тимотео несколько дней, под наблюдением агентов, ждал звонка. Наконец, 4 ноября телефон зазвонил. Встреча была назначена.

В Аламеда Каза Бранка, близ места будущей встречи, была организована засада. Одни агенты скрывались в близлежащих строящихся домах, наблюдая за происходящим на улице, другие конспирировались под обычных прохожих или под влюблённые пары. В нужном месте стоял «Фольксваген – Фуска» с двумя испуганными доминиканцами в салоне.

Незадолго до назначенного времени, мимо высоты 800 медленно прошёл мужчина, идентифицированный полицией как Луис Жозе да Кунья («Креол»), близкий помощник главаря ALN. Опасаясь спугнуть Маригеллу, его задерживать не стали.

Маригелла явился ровно в 20:00 и направился к автомобилю монахов. После того, как он сел на переднее пассажирское сиденье, фрей Иво и фрей Тимотео выскочили из машины и кинулись на землю. Осознав, что попал в засаду, он выхватил револьвер и попытался оказать сопротивление аресту, но был расстрелян.



Маригелла следовал всем правилам своей собственной концепции, выведенной в «Мини-учебнике городского партизана», не собираясь сдаваться живым. Помимо револьвера, в кармане своего спортивного костюма он так же носил две ампулы с цианистым калием.

Тем временем автомобиль, на котором главарь ALN прибыл на место встречи, был окружён агентами, но находившиеся в салоне боевики так же сдаваться не собирались. Яростно отстреливаясь, они прорвали оцепление, убив при этом следователя Эстелу Боржес Морату и дантиста Фридриха Адольфа Романа, случайно проходившего мимо места схватки. Сыщик Рубенс Кардозу де Меллу Тукундува был серьёзно ранен.

Так закончилась жизнь Карлуса Маригеллы, однако его организация продолжала жить и действовать, в соответствии с руководящими принципами погибшего вождя.

Несмотря на огромную потерю, ALN возродился под руководством Жоакима Камара Феррейры – второго человека в организации.

Удивительно, но, несмотря на всю одиозность этого персонажа, после крушения диктатуры и установления демократического правительства, общество и государство пересмотрело свои взгляды на его деятельность. Сегодня именем «борца за демократию» Карлуса Маригеллы названы улицы в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Риу-Гранди-ду-Суль и мост в Белене.

В Пинар-дель-Рио, Куба, ещё в 1973 году была открыта военная школа имени Маригеллы.

Архитектор Оскар Ньемейер спроектировал Мемориал Карлуса Маригеллы, который должен был быть возведён правительством штата Рио-де-Жанейро в пролетарском районе Санта Барбара, где коммунистические революционеры обычно организовывали свои встречи для планирования вооружённых акций.

А в 2004 году, в 35 годовщину смерти основателя и руководителя ALN, в Сан-Паулу, на доме 815 в Аламеда Каза Бранка, близ которого он и был убит, властями была установлена мемориальная доска.